Государственно-конфесиональные отношения в республуке Татарстан: состояние, особенности

Владимир Петрович КОЗЛОВ

При обращении к отношениям государства и религиозных объединений следует отметить, что до настоящего времени не утвердился единый подход по терминологическому выражению данных отношений. Чаще всего употребляется понятия государственно-церковные или государственно-конфессиональные отношения. В последние годы получило распространение мнение, что понятие «государственно-церковные отношения» недостаточно корректно применительно к объединениям мусульман, буддистов, иудеев, последователей других религий, у которых нет понятия «церковь». Для них предпочтительнее термин «государственно-конфессиональные отношения», который все чаще применяется в научном и практическом обиходе. В частности, 11-13 октября 2006 г. в г. Санкт-Петербурге прошла межрегиональная конференция «Совершенствование государственно-конфессиональных отношений и религиоведческая экспертиза», посвященная вопросам взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений в субъектах Российской Федерации.

Что касается изучения непосредственных участников отношений – религиозных объединений, то по данным Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ на 1 января 2006 г. в Республике Татарстан было зарегистрировано 1357 религиозных организаций, из них: 1023 мусульманских, 230 православных РПЦ Московского Патриархата, 12 Истинно-православной церкви, 5 старообрядческих (белокриницкого согласия и старопоморского толка), католиков – 2, иудеев – 5, буддистов – 1, протестантских общин различных направлений – 74 (евангельские христиане-баптисты – 4, евангельские христиане – 28, христиане веры евангельской – 18, адвентисты седьмого дня – 13, единая евангелическо-лютеранская церковь России – 4, евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – 1, новоапостольская церковь – 1, Свидетели Иеговы – 5), бахаи – 1, кришнаиты (вайшнавы) – 2, Церковь Последнего Завета (виссарионовцы) – 1, ахмадийя – 1. В первом полугодии 2006 г. продолжалось стабильное увеличение числа религиозных организаций: зарегистрировано 24 мусульманских, 6 православных и 1 протестанская организация (христиан веры евангельской). Таким образом, число зарегистрированных религиозных организаций в Татарстане вплотную приблизилось к 1400. По этому показателю республика занимает лидирующее положение среди субъектов Российской Федерации.

Важной особенностью республики является приблизительно равная численность населяющих её этносов – татар и русских, исторически связанных с двумя ведущими конфессиями – исламом и православием. На основании этого показателя часто делается вывод и о примерно равном соотношении между верующими – мусульманами и православными. Не подвергая сомнению данный тезис, необходимо отметить, что реальный портрет верующих можно создать, лишь имея на руках результаты комплексных социологических исследований. Если же судить по количественным показателям-числу общин, культовых зданий – то напрашивается вывод о более значительной активности мусульман.

Взаимодействие, сотрудничество ведущих конфессий – ислама и православия – в различных областях, включая общественные, хозяйственно-экономические, являются залогом религиозной стабильности в Татарстане. Проводимая в республике политика соблюдения баланса религиозных интересов двух ведущих конфессий сыграла важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального согласия, особенно на начальном этапе религиозного возрождения.

В определенной мере политика соблюдения баланса уходит корнями в советский период истории, когда после окончания явного давления на религию и верующих, государство смирилось с необходимостью наличия лимитированного религиозного компонента в общественной жизни. В 1986 г. в республике функционировало 38 зарегистрированных религиозных объединений, в том числе 18 мусульманских и 15 православных. Дальнейшие события показали, что в тот период количественный баланс поддерживался исключительно административно-командным методом.

Особое внимание к проблемам ислама также имело место в советский период. Во второй половине 1980-х гг. в ТАССР партийные и советские органы в проводимой атеистической пропаганде и агитации руководствовалась постановлением ЦК КПСС от 18.08.86 г. «Об усилении борьбы с влиянием ислама».

Изменение отношений между государством и религиозными объединениями нашло выражение в законах, российском «О свободе вероисповеданий» и союзном «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятых в октябре 1990 г. На территории Республики Татарстан вплоть до принятия нового российского закона 1997 г. действовал союзный закон. К еще одной особенности Татарстана следует отнести сохранение, наряду с Башкортостаном и Дагестаном, института уполномоченного по делам религий, преобразованного в Совет по делам религий при КМ РТ.

1990-е годы были временем резкого увеличения численности религиозных организаций. Бывшая ранее чрезвычайно затруднительной регистрация религиозных организаций в первой половине 1990-х гг., по сути, потеряла статус государственной, осуществлялась Советом по делам религий при КМ РТ, городскими и районными администрациями. Отсутствовал единый реестр зарегистрированных организаций. Лишь после вступления в силу действующего Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» регистрация религиозных организаций в Татарстане стала осуществляться уполноченным органом Минюста (в настоящее время ГУ ФРС РФ по РТ).

Принятие в 1999 г. республиканского закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», учитывающего этноконфессиональную специфику республики, было вызвано, прежде всего, необходимостью укрепления мусульманской уммы. Организационный раскол мусульманских общин Татарстана в период их бурного роста нёс прямую угрозу стабильности духовной сферы. Основным решением объединительного съезда мусульман республики 1998 г. стало образование Духовного управления мусульман РТ. Согласно пункту 5 статьи 10 республиканского закона, только ДУМ РТ имел право представлять интересы и управлять мусульманскими религиозными организациями в Республике Татарстан. Позднее данное положение было признано противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с 6 июля 2001 года (см. Информационное сообщение Верховного суда РТ от 09.08.2001).

В настоящее время приоритет российского закона в сфере государственно-конфессиональных отношений в Татарстане является явным. Так, согласно новой редакции Положения о Совете по делам религий при КМ РТ (от 15.06.2006 г.), данная организация создана для обеспечения реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В современных условиях происходит осознание не только значимости религиозной сферы, но и необходимости четкой координационной работы в области государственно-конфессиональных отношений не только в регионах, но и на федеральном уровне. В Правительстве Российской Федерации эти вопросы рассматривает Комиссия по вопросам религиозных объединений. В мае 2006 г. председателем Комиссии вместо министра культуры А.С. Соколова назначен первый вице-премьер Д.А. Медведев.

Новое Положение о Комиссии по вопросам религиозных объединений, в отличие от прежнего придающее ей статус координационного органа в сфере вопросов религиозных объединений, утверждено Постановлением Правительства РФ № 438 от 15 июля 2006 г.

После упразднения института уполномоченных по делам религий различными политическими деятелями неоднократно выдвигались предложения о создании нового государственного органа. В этом вопросе Русская Православная Церковь занимает последовательную отрицательную позицию. В интервью газете «Известия» 18 апреля 2006 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил: «Создание такого органа будет препятствовать прямому диалогу Церкви и власти, отягощать его, вновь вернет к жизни давно изжитые тенденции диктата и доминирования в церковно-государственных взаимоотношениях».

Заметным явлением последнего времени стало возрастание взаимодействия государственных органов и религиозных организаций в социальных вопросах. Ряд министерств и ведомств республики заключили соглашения о сотрудничестве с ДУМ РТ и Казанской епархией РПЦ. Работа религиозных организаций по профилактике наркомании, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями находит не только моральную, но и финансовую поддержку на государственном уровне. Наиболее перспективным направлением финансирования религиозных организаций представляется выделение грантов в рамках целевых программ.

Для самих религиозных организаций одной из основных остается проблема обеспечения самофинансирования. Многие из них не в состоянии самостоятельно решать вопросы строительства культовых зданий, оплаты коммунальных платежей, налогообложения, в связи с чем нередки случаи обращений в адрес Президента и Правительства республики, руководства муниципальных районов с просьбами оказания материального и финансового содействия.

В условиях правового режима отделения религии от государства оказание содействия религиозным организациям возможно путем выделения грантов на реализацию социально значимых проектов. Ведется работа по привлечению религиозных организаций к участию в республиканском конкурсе социальных проектов «Общественная инициатива», других федеральных и республиканских целевых программах.

Межконфессиональные отношения в Республике Татарстан характеризуются стабильностью, прочно утвердившимися миром и согласием. В последние годы позитивный опыт республики по налаживанию конструктивных межконфессиональных отношений привлекает внимание не только в России, но и за рубежом.

По инициативе Комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблеса в Казани 22-23 февраля 2006 г. прошел международный семинар «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных сообществ (конфессий)». На семинаре рассматривались проблемы межконфессионального диалога и пути решения проблемы нарушения прав человека в государствах современной Европы. Участниками семинара была признана необходимость преподавания основ всех религий в школах. Проведение семинара в Казани стало возможным после первого визита Альваро Хиль Роблеса в Татарстан летом 2004 г. В своем выступлении на семинаре Комиссар отметил: «То, что мы видим в Казани, в Татарстане, – пример для всего мира». По его словам, ему предложили провести этот семинар в Толедо, «но я сказал, что Толедо – это история, а Казань – это сегодняшний день, она сегодня может быть примером взаимопонимания».

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, которая посетила Иран в конце февраля – начале марта 2006 г. В Тегеране прошло заседание совместной христианско-исламской богословской комиссии. Назначение архиепископа Анастасия руководителем делегации стало подтверждением большой роли Казанской епархии в налаживании конструктивных христианско-исламских отношений.

Руководитель ДУМ РТ, муфтий Гусман-хазрат Исхаков часто представляет мусульманскую умму республики на международных саммитах, форумах, конференциях, посвященных вопросам ислама, культуре доверия, толерантности.

В практике государственно-конфессиональных отношений 1990-х гг. особо актуальной была проблема передачи культовых зданий верующим.

Следует отметить, что увеличение числа мечетей в республике происходило в первую очередь благодаря строительству. В то же время количественный рост действующих православных храмов до недавнего времени происходил, в основном, за счет передаваемых культовых зданий.

С 1989 г. по 2000 г. православным общинам было передано 69 культовых зданий, из них в Казани – 23. Крупным событием для православных верующих столицы республики стало возвращение в 1989 г. Петропавловского собора. В 1991 г. в пользование верующим был передан комплекс Раифского Богородицкого мужского монастыря в Зеленодольском районе РТ. Монастырь вскоре приобрел широкую известность и стал одним из популярных мест паломничества.

Процесс передачи культовых зданий в Казани в 1990-е гг. производился по утвержденному администрацией города плану. 20 декабря 1991 года сессия Казанского городского совета народных депутатов решением №2-9с признала целесообразным возвратить религиозным организациям ранее принадлежавшие им культовые здания и сооружения, поручила Главе администрации г. Казани разработать план мероприятий поэтапного возвращения культовых зданий. Данное решение было откликом на состоявшейся 19 декабря 1991 г. крестный ход верующих с молебном около зданий Казанского горисполкома и Кабинета Министров Татарской ССР. В рамках выполнения решения сессии было принято постановление Главы администрации г. Казани №160 от 22.02.1993г. «О плане поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам города», рассчитанное на период с 1993 по 1998 год (включительно). Газета «Правда» назвала этот план «пятилеткой для верующих»1. Культовые здания были возвращены не только православным и мусульманам, но и католикам, лютеранам, иудеям. К настоящему времени процесс передачи культовых зданий в г. Казани в основном завершен. Из принадлежавших ранее Казанской епархии культовых зданий наибольшее внимание СМИ, религиозных и общественных организаций на протяжении ряда лет приковывает к себе колокольня Богоявленской церкви, в которой размещался Камерный Шаляпинский зал.

Следует отметить, что в федеральном и республиканском законодательстве отсутствует положение об обязательной реституции бывшей культовой недвижимости, возвращение которой в полном объеме не произведено ни в одном регионе страны. Практика передачи показывает, что положительное решение вопроса зависит, прежде всего, от достижения соглашения между балансодержателем здания и религиозной организацией.

Трудности, связанные с передачей имущества религиозного назначения, неоднократно рассматривались в прошлом году на заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Были подготовлены «Справка к вопросу о проблемах передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения и предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей передачу указанного имущества» и Концепция проекта ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ на основе вышеназванной Концепции разрабатывает законопроект, который планируется вынести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что в 1990-х гг. культовые здания передавались религиозным организациям, в основном, на праве безвозмездного пользования. В современных условиях культовые здания чаще передаются религиозным организациям в собственность.

Практика государственно-конфессиональных отношений показывает, что сегодня требуется постоянный поиск оптимальных и своевременных решений с учетом интересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новым явлениям в религиозной сфере.

 

Примечания

1. Пятилетка для верующих в Казани // Правда.- 1993. - 17 марта.