ПРИЛОЖЕНИЕ I

Ректоры Казанской духовной семинарии

 

1723­-1732 – Василий Яковлевич Свенцицкий (без долж­ности)

1732­-1736 – Герман (Барутович) (в должности управляю­щего «семинарской конторой»)

1736­-38 – Сильвестр (Гловацкий) (в звании префекта)

1738­-1740 – Димитрий (Сеченов)

1740-­1744 – Сильвестр Гловацкий

1744-­1746 – Вениамин (Пуцек­Григорович)

1748-­1751 – Феофил (Игнатович) (в звании префекта)

1751­-9.1765 – Феофил (Игнатович)

1765-­1767 – Иероним (Фармаковский)

1767-­5.08.1772 – Константин (Борковский)

5.08.1772­-1787 – Платон (Любарский)

1787­-1792 – Гедеон (Замыцкий)

1792­-1794 – Амвросий (Яковлев­Орлин)

27.5.1794-­1799 – Сильвестр (Либединский) (с 25.07.1797 ректор академии)

24.08.1799­-15.01.1800 – Ксенофонт (Троепольский)

1800­-1805 (1808?) – Антоний (Соколов)

6.02.1808­-18.03.1816 – Епифаний (Канивецкий)

18.03.1816­-28.07.1817 – Афанасий (Протопопов)

1817­-1832 – Феофан (Александров)

11.01.1833-­21.01.1842 – Стефан (Зилятров Симеон)

21.01.1842­-9.05.1843 – Платон (Фивейский Павел Семено­вич)

9.05.1843­-25.09.1850 – Климент (Можаров)

25.09.1850­-23.09.1855 – Иосиф (Позднышев)

23.09.1855­-31.03.1864 – Иннокентий (Новгородов Иван Мат­веевич)

31.03.1864­ -11.1876 – Варсонофий (Охотин)

1879­-1891 – Никифор Тимофеевич (с 1889 в монашестве Никанор) Каменский

25.02.1891­-10.06.1892 – архимандрит Варсонофий (Курга­нов)

1892­-1895 – Филарет (Никольский)

1895-­1899 – Кирилл (Лопатин)

7.09.1899-­20.06.1900 – Алексий (Молчанов)

26.07.1900-­7.07.1905 – Александр Федорович Зеленецкий

7.07.1905­-30.08.1907 – Михаил (Богданов)

30.08.1907-­1918 – Василий Иванович Беликов

 

Биографические справки

 

АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексий Васильевич)

Родился 5 октября 1853 года в селе Кильмезь Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне районный центр Удмуртии) в семье дьячка. Учился в Глазовском духовном училище, Вятской духовной семинарии, после окончания которой с 1876 года работал учителем в земских школах. В 1883 году вступил в брак и был рукоположен во диакона к церкви Казанской духовной академии, с этого же года был студентом академии, в 1885 году рукоположен во священника. В 1887 году закончил академию, в 1888 году утвержден в степени магистра богословия. С 1887 года законоучитель Третьей Казанской гимназии, с 1895 – Мариинской женской гимназии, с 1895 – Первой казанской гимназии, одновременно с 1890 года законоучительствовал в Казанском училище глухонемых. В 1897 году скончалась супруга о. Алексия, и 4 марта 1899 он был пострижен в монашество, а уже 7 сентября возведен в сан архимандрита и назначен ректором Казанской духовной семинарии. 20 июля 1900 года он стал ректором Казанской духовной академии, а 9 сентября был рукоположен во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. С августа 1905 года – епископ Таврический и Симферопольский, с ноября 1910 года – Псковский и Порховский, с апреля 1912 года – Тобольский и Тюменский. По слухам, во время пребывания в Тобольске уничтожил в архиве консистории материалы, дискредитирующие Григория Распутина. Действительно, называл Распутина «святым старцем». Вероятно, благодаря Распутину в октябре 1912 года стал архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. За недолгое время служения в Грузии пережил два покушения. Скончался 20 мая 1914 года, согласно завещанию был похоронен в родном селе Кильмезь.

 

АМВРОСИЙ (Яковлев­Орлин)

Родился около 1752 года в городе Малоярославце, ныне Калужской области, в семье священника. Учился в духовной семинарии Крутицкой епархии в Николо­Перервинском монастыре под Москвой и в Московской духовной академии, преподавал в духовных семинариях, в 1781 пострижен в монашество. В 1785-­1791 гг. префект Казанской духовной семинарии и надзиратель Казанской новокрещенской школы, одновременно с 1785 года игумен Кизического монастыря, с 1790 архимандрит Спасо­Преображенского монастыря. В 1791­-1792 гг. на череде служения в Санкт­Петербурге. В 1792­-1794 гг. ректор Казанской духовной семинарии. С 1794 года ректор Московской духовной академии, с 1795 года настоятель Новоспасского монастыря и член Синода. 1 июля 1796 года рукоположен во епископа Вятского, 29 января 1804 года переведен на Рязанскую кафедру. Скончался 26 января 1809 года.

 

АНТОНИЙ (Соколов Алексей Федорович) См. в Приложении III.

 

АФАНАСИЙ (Протопопов Александр Федорович)

Родился в апреле 1783 года в городе Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году закончил Ярославскую духовную семинарию и был оставлен в ней преподавателем. В 1809 году поступил в Санкт­Петербургскую духовную академию, закончил ее в 1814 году со степенью магистра богословия. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором академии. С 18 марта 1816 года ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо­Преображенского монастыря. Назначение на столь высокую должность молодого преподавателя было, очевидно, обусловлено тем, что к этому времени уже был решен вопрос о закрытии Казанской академии. 28 июля 1817 года переведен ректором в Тверскую семинарию. 29 июля 1823 года рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский и Арзамасский С 24 января 1832 года ­ архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года.

 Запомнился современникам как прекрасный преподаватель, знаток и любитель наук, в том числе новейшей философии. В последние годы жизни много общался с декабристом Михаилом Фонвизиным, поселившимся в Тобольске в 1838 году.

 

БЕЛИКОВ Василий Иванович

Родился в 1867 году в селе Хреново Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область) в семье священника. Закончил Костромскую духовную семинарию, в 1889 году поступил в Казанскую духовную академию и в 1893 году благополучно ее закончил кандидатом богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии, он в 1896 году вернулся в Казань, преподавателем Казанской семинарии. В том же году защитил магистерскую диссертацию «Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу», которая в том же году была опубликована отдельной объемистой книгой (564 страницы). 3 ноября 1905 года стал инспектором семинарии, а 30 августа 1907 года – ректором. В 1911 году опубликовал еще одну книгу: «Чтения по Библейской истории Ветхого Завета (период трех еврейских царей)».

После закрытия в начале 1918 года Казанской семинарии протоиерей Василий Беликов стал приходским священником. С 1918 года он служил в селе Мансурове Лаишевского уезда (это село, стоявшее на берегу Камы, было затоплено в 1950­е гг.). 3 марта 1928 года был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде. После трехмесячного заключения 8 июня 1928 года решением Особого совещания ОГПУ СССР (то есть без суда) был осужден к высылке на 3 года. Из ссылки он не вернулся, и, по данным его внука А.С. Плеханова, умер в 1943 году в Калпашевском районе Новосибирской области.

 

ВАРСОНОФИЙ (Курганов Владимир Афанасьевич)

Родился в 1834 или 1836 году в селе Сысерево Городищенского уезда Пензенской губернии в семье священника. В 1856 году закончил Пензенскую духовную семинарию, в 1857 году был рукоположен во священника в родное село. Овдовев, поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1870 году, был оставлен в академии помощником инспектора. С 1876 года законоучитель Казанского учительского института. С 1889 года ректор Орловской духовной семинарии. 27 февраля 1889 года пострижен в монашество. С 25 февраля 1891 года ректор Казанской семинарии.

10 июня 1892 года назначен, а 21 июня 1892 года рукоположен во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. С 1894 года епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. Скончался 8 января 1904 года в Вятке от воспаления легких.

 

ВАРСОНОФИЙ (Охотин Яков Петрович)

Родился 13 марта 1830 года в селе Красное Лебедянского уезда Тамбовской губернии в семье дьякона. После окончания Тамбовской духовной семинарии в 1850 году поступил в Казанскую Духовную Академию. 4 июня 1853 года пострижен в монашество, в 1854 году закончил академию магистром богословия и оставлен в Казани преподавателем духовной семинарии, 4 августа 1854 года рукоположен во иеромонаха. С 8 ноября 1855 года инспектор Казанской семинарии, 13 января 1864 года возведен в сан архимандрита. С 31 марта 1864 года ректор, всего в Казанской духовной семинарии прослужил 22 года, из них 12 лет ректором.

31 октября 1876 года рукоположен во епископа Екатерин­бургского, викария Пермской епархии, но, еще не уехав из Санкт­Петербурга, получил другое назначение – стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. С 28 сентября 1882 года – епископ Симбирский и Сызранский. На Симбирской кафедре проявил себя как активный сторонник системы Ильминского, с которым был хорошо знаком во время службы в Казани. Скончался 13 августа 1895 года.

 

ГЕДЕОН (Замыцкий)

Родился в семье священника в одной из вотчин Троице­Сергиевой лавры под Москвой, закончил Троицкую семинарию в лавре, преподавал там же. В 1787 году возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Спасо­Преображенского монастыря в Казанском кремле и ректором Казанской духовной семинарии. В 1790 году, оставаясь ректором, стал настоятелем Свияжского Успенского монастыря. В 1792 году отставлен от ректорства. С 1794 года ректор Владимирской духовной семинарии. В 1800 году уволен на покой в Макарьев монастырь в городе Калязине Тверской епархии, где скончался около 1805 года. В большинстве биографических справочников биография Гедеона (Замыцкого) смешана с биографией епископа Вятского и Слободского Гедеона (Ильина), которых составители принимают за одно лицо. Сообщается, что из Калязинского монастыря Гедеон якобы был рукоположен во епископа и направлен в Вятку, где и скончался в 1817 году. Недоразумение выяснил в 1907 году К.В. Харлампович, но оно осталось незамеченным, неверные сведения продолжали воспроизводиться и исправлены только в современной Православной энциклопедии.

 

ГЕРМАН (Барутович)

Закончил полный курс Киевской духовной академии, постригся в Братском монастыре, где находилась академия, и преподавал там же. В 1732 году возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Спасо­Преображенского монастыря в Казанском Кремле и управляющим «семинарской конторой», то есть руководителем Казанской семинарии. В 1736 году, в тяжелый для семинарии период управления епархией архиепископа Гавриила (Русского), добился перевода в Спасо­Андроников монастырь в Москве. В 1738 году возглавлял комиссию, направленную Синодом в Казань для изучения положения в Казанской семинарии, сыграл важную роль в удалении Гавриила из Казанской епархии. В 1742 году в результате скандального дела о прелюбодеянии и драке с крестьянами Спасо­Андроникова монастыря был переведен в Гамалдеев монастырь Киевской епархии, где и скончался около 1750 года.

 

ДИМИТРИЙ (Сеченов Даниил Андреевич)

Родился 6 декабря 1709 года, место его рождения точно неизвестно, но Сеченовы – «столбовой» нижегородский дворянский род. То, что дворянский сын вместо военной службы поступил в духовное учебное заведение, в 1720­е гг. было явным «криминалом», все дворяне с шестнадцати лет обязаны были поступать солдатами в гвардейские или армейские полки. Тем не менее Даниил учился в в Московской Славяно­греко­латинской академии, где 17 марта 1731 был пострижен в монашество, а 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. После окончания академии преподавал там же. В 1738 направлен в Казанскую духовную семинарию, первоначально управлял ей под руководством епископа Луки (Конашевича).

С 4 декабря 1738 года настоятель Свияжского Богородицкого монастыря, и продолжает руководить семинарией. 11 сентября 1740 года, оставаясь настоятелем Свияжского монастыря, был возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Конторы новокрещенских дел. 14 сентября 1742 года рукоположен в епископа Нижегородского. 9 августа 1748 г. по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. 24 февраля 1752 года вызван для присутствия в Синоде.

С 21 июня 1752 года епископ Рязанский и Муромский. С 22 октября 1757 года архиепископ Новгородский и Великолукский. С 8 октября 1762 года митрополит. Скончался 14 декабря 1767 года в Москве.

Митрополит Димитрий (Сеченов) пользовался большим влиянием в первые годы правления Екатерины II и сыграл важную роль в церковной реформе 1763-­1764 гг., конфискации монастырских и архиерейских земель, введении штатов. Его деятельность резко осуждал святитель Арсений (Мацеевич). В 1763 году Димитрий принимал участие в суде над Арсением и его расстрижении. Святитель предсказал Новгородскому митрополиту скорую смерть: «Ты задохнешься от собственного языка». Димитрий умер от «апоплексического удара» (инсульта). Таким образом, предсказание Святителя Арсения сбылось, так же, как и в отношении Гедеона (Криновского).

 

ЕПИФАНИЙ (Канивецкий Евдоким Саввич)

Родился в 1775 году в селе Богушкова Слобода Золотоношского уезда Полтавской губернии. Учился в Переяславской духовной семинарии и Киевской духовной академии, после окончания которой с 1794 года преподавал в Переяславской семинарии. В 1800 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1805 года в Новогородской семинарии, с 1806 года в Санкт­Петербургской, с 1807 года архимандрит. С февраля 1808 года ректор Казанской духовной академии и настоятель Спасо­Преображенского монастыря. 26 марта 1816 года рукоположен во епископа Воронежского. В Воронеже запомнился, в первую очередь, заботой о духовных школах. Скончался 24 мая 1825 года.

 

ЗЕЛЕНЕЦКИЙ Александр Федорович

Родился в 1849 году в селе Ункосово Шацкого уезда Тамбовской губернии, сын священника. Закончил Тамбовскую духовную семинарию в 1864 году, Казанскую духовную академию в 1868 году со званием магистра богословия. С 1868 в Уфимской духовной семинарии, с 1870 инспектор Казанской духовной семинарии. К 1894 году действительный статский советник, награжден орденом Анны 2­й степени. В 1894 году рукоположен во священника к семинарской церкви. В 1900 году возведен в сан протоиерея. Указом Синода от 26 июля 1900 года назначен ректором Казанской духовной семинарии. 7 июля 1905 года уволен по прошению от должности ректора семинарии и определен к собору Богородицкого монастыря. Эту должность занимал и в 1917 году. В 1910 году опубликовал обстоятельный труд «Казанский первоклассный Богородицкий женский монастырь. Исторический очерк», и сейчас сохраняющий научное значение.

 

ИЕРОНИМ (Фармаковский, Формаковский) См. в Приложении III.

 

ИННОКЕНТИЙ (Новгородов Иван Михайлович)

Родился в 1823 году в Воронежской губернии, учился в Воронежской духовной семинарии. В 1851 году закончил Киевскую духовную академию магистром богословия, 24 июня 1851 года пострижен в монашество и назначен инспектором Екатеринославской духовной семинарии. В начале 1854 года был назначен инспектором Казанской духовной семинарии и уже 23 сентября того же года стал ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. 31 марта 1864 года назначен ректором Казанской духовной академии. Скончался 20 мая 1868 года от туберкулеза. Похоронен у левого придела церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, могила сохранилась. По воспоминаниям П.В. Знаменского, отразившимся в его знаменитой книге по истории Казанской духовной академии, Иннокентий не пользовался уважением студентов за мелочную придирчивость. Кроме того, его подозревали в корыстолюбии, считали, что вместе со строительным подрядчиком купцом Мартыном Максимовичем Даниловым он хорошо нажился на восстановлении здания семинарии, продолжал ту же практику и в академии.

 

ИОСИФ (Позднышев Иван Егорович)

Родился в Тульской епархии в семье дьякона. В 1823 году закончил Тульскую духовную семинарию, а в 1827 году – Санкт­Петербургскую духовную академию, магистром богословия, первым по списку. 6 сентября 1827 года пострижен в монашество, преподавал в Санкт­Петербургской академии, с 1829 года инспектор Тверской духовной семинарии, с 1830 – в Санкт­Петербургской семинарии, с 1831 года ректор Астрахан­ской семинарии, с 1831 – Олонецкой семинарии, с 1843 помощник ректора Черниговской семинарии, с 1846 ректор Смоленской семинарии. С 25 сентября 1850 года ректор Казанской семинарии. 3 сентября 1855 года по прошению уволен на покой и назначен настоятелем Черниева монастыря Тамбовской епархии. Скончался в 1857 году в Киево­Печерской Лавре.

 

КИРИЛЛ (Лопатин Константин Михайлович)

Родился 28 апреля 1868 года в селе Рябеновском Вятского уезда Вятской губернии в семье священника. Учился в Вятском духовном училище и Вятской духовной семинарии, которую закончил в 1889 году по первому разряду только с отличными оценками. В том же году поступил в Казанскую духовную академию, на 4­м курсе пострижен в монашество. В 1893 году закончил академию. Кандидатское его сочинение «Учение святого Афанасия Александрийского о Святой Троице» через год было опубликовано в Казани отдельной книгой. Был назначен инспектором Санкт-­Петербургской духовной академии, потом был инспектором Московской духовной академии. С 1895 года ректор Казанской семинарии. 7 сентября 1899 года был переведен ректором в Астраханскую семинарию. Скончался в Астрахани 24 ноября 1900 года от тифа.

 

КЛИМЕНТ (Можаров Петр)

Сын священника Рязанской епархии. Учился в Рязанской духовной семинарии, в 1831 году закончил Санкт­Петербургскую духовную академию магистром богословия. 14 ноября 1831 года пострижен в монашество, преподавал в Санкт­Петербургской академии. С 1839 архимандрит и ректор Орловской духовной семинарии. С 9 мая 1843 года ректор Казанской семинарии. С 25 сентября 1850 года ректор Тверской семинарии. В 1856 году по прошению уволен покой в Спасо­Преображенский монастырь города Казани. Скончался 20 сентября 1863 года, похоронен на кладбище Спасо­Преображенского монастыря.

Автор двух сборников проповедей, пользовавшихся известностью во второй половине XIX века: «Год в Новом Иерусалиме, или собрание поучений» (1856) и «Собрание нескольких слов» (1858).

 

КОНСТАНТИН (Борковский)

Из украинских дворян. Учился в Киевской академии, которую закончил в 1750 году, преподавал там же, вскоре был пострижен в монашество, преподавал в Киеве, потом в Московской славяно­греко­латинской академии. В Москве был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Данилова монастыря. В 1767 году назначен ректором Казанской духовной семинарии. 5 августа 1772 года назначен настоятелем Нижегородского Печерского монастыря и ректором Нижегородской семинарии. Скончался в 1773 году. Был известен как проповедник и писатель. В Казани опубликовал «Совет духовный для священников и всего причта церковного» – одну из первых в России книг по пастырскому богословию. До 1917 года в Рязанской духовной семинарии хранилась рукопись четвертой части его богословского курса. Это был огромный том, естественно, на латинском языке, озаглавленный: Systematis Theologici per Arhimandritum Constantinum Borkowscium traditi et explicati in seminario Cazanensi. В четвертом, завершающем томе содержались 6­й и 7­й «трактаты». Сам Константин в тексте предупреждал, что его курс тяжел для учеников, и даже заявлял, что преподаватель подвергает свою жизнь опасности. Литературной деятельности архимандрита Константина казанский церковный историк К.В. Харлампович посвятил специальный очерк, опубликованный в 1909 году.

 

КСЕНОФОНТ (Троепольский)

Родился в Орловской епархии. Закончил Севскую духовную семинарию, служил там же преподавателем, после пострижения в монашество был префектом. 6 июня 1796 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого монастыря и назначен законоучителем Морского шляхетского корпуса. 1 февраля 1798 года назначен настоятелем Казанского Спасо­-Преображенского монастыря и преподавателем Казанской духовной академии. С 24 августа 1799 года – настоятель Свияжского Успенского монастыря и ректор академии. 15 января 1800 года рукоположен во епископа Свияжского, викария Казанской епархии, а 24 февраля того же года назначен епископом Владимирским. С 3 июня 1821 года – архиепископ Каменец­-Подольский и Брацлавский. 24 января 1832 года ушел на покой и жил в Коржевском монастыре Подольской епархии. Умер 4 мая 1834 года.

 

МИХАИЛ (Богданов Михаил Александрович)

Родился 6 ноября 1867 года в селе Подвислово Ряжского уезда Рязанской губернии в семье священника. В 1888 году закончил Рязанскую духовную семинарию, служил псаломщиком. 22 ноября 1892 года рукоположен во священника. В середине 1890­х гг. служил в Кирилло­Мефодиевской церкви Казани. Овдовел и в 1896 году поступил в Казанскую духовную академию, по окончании ее в 1900 году назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии Симбирской губернии (ныне райцентр в Чувашии). С 1905 года архимандрит и ректор Казанской духовной семинарии. В 1906 году ему присвоена степень магистра богословия. 30 августа 1907 года рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 11 июля 1914 года – епископ Самарский и Ставропольский. Покинул Самару с отступавшими белыми в сентябре 1918 года, с 1919 года – епископ Владивостокский и Приморский (назначен не патриархом Тихоном, а Временным церковным управлением, действовавшим на контролируемой белыми территории). Покинул Владивосток перед захватом его Красной армией в ноябре 1922 года. Был епископом Харбинским, признал решения Карловацкого собора и вошел в юрисдикцию Русской Православной церкви за границей. Скончался 9 июля 1925 года в городе Харбине.

 

НИКАНОР (Каменский Никифор Тимофеевич)

Родился 25 мая 1847 года в селе Солодовниково Черноярского уезда Астраханской губернии в семье дьякона. Закончил Астраханское духовное училище, в 1862­-1868 гг. учился в Астраханской духовной семинарии. Вскоре после окончания семинарии женился и 3 ноября 1868 года был рукоположен в священники. Всего два года он прослужил в приходе села Бережновка Царевского уезда Астраханской губернии. В 1869 году умерла его жена, и в 1870 году отец Никифор поступил в Казанскую духовную академию. В 1874 году, закончив академию кандидатом богословия, был назначен законоучителем Казанской учительской семинарии. 5 лет он проработал под руководством Николая Ивановича Ильминского. В 1879 году защитил магистерскую диссертацию и был возведен в сан протоиерея. В том же году преподавательской корпорацией был избран ректором Казанской духовной семинарии. 19 января 1889 года Никифор Тимофеевич Каменский был пострижен в монашество. 12 февраля 1891 указом Синода был назначен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии. С 16 апреля 1893 года епископ Архангельский, с 10 февраля 1896 года – Смоленский, со 2 января 1899 года – Орловский, с 28 марта 1902 года – Екатеринбургский, с 26 ноября 1903 года – Гродненский, с 9 декабря 1905 года – Варшавский. С 5 апреля 1908 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 27 ноября 1910 года, был похоронен под алтарем кафедрального Благовещенского собора. Никанор (Каменский) был одним из известнейших деятелей Церкви, автором множества богословских трудов и сочинений по местной церковной истории, деятельным администратором.

 

ПЛАТОН (Фивейский Павел Симонович)

Родился 18 июня 1809 года в Московской губернии в семье священника. Закончил Вифанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1834 году. В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и оставлен преподавателем в академии, с 1841 года архимандрит и инспектор Московской академии. С 21 января 1842 года ректор Казанской духовной семинарии. 3 мая 1843 г. переведен ректором в Орловскую семинарию. С 1844 на покое по болезни, с 1847 ректор семинарии в Тамбове, с 1852 во Владимире. 24 мая 1856 года рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 1856 епископ Ревельский, викарий Санкт­Петербургской епархии.

С 1857 епископ Костромской и Галичский, с 1868 архиепископ.

Скончался 12 мая 1877 года в Костроме.

 

ПЛАТОН (Любарский Петр)

Родился в Черниговской губернии в семье священника. Учился в Харьковском коллегиуме и Киевской академии, был преподавателем Ярославской духовной семинарии. В 1762 году перешел в Вятскую семинарию, которой руководил до 1772 года под покровительством своего дяди – епископа Вятского и Слободского Варфоломея (Любарского). 18 ноября 1770 г. (по другим источникам – 5 августа 1771 г.) пострижен в монашество. В 1771 г. возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря. С 5 августа 1772 года ректор Казанской духовной семинарии и настоятель Спасо­Преображенского монастыря. В 1773 году возведен в сан архимандрита. С 30 октября 1785 года, оставаясь ректором семинарии, стал настоятелем Свияжского Успенского монастыря. С июля 1787 года настоятель Новоиерусалимского монастыря под Москвой, с 31 марта 1792 года – Донского монастыря в Москве. 26 февраля 1794 года рукоположен во епископа Тамбовского и Пензенского, но, еще не выехав в епархию, 11 марта назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа. С 18 августа 1805 года, назначен архиепископом Екатеринославским и Херсонским. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе.

 Платон (Любарский) был высококвалифицированным преподавателем и руководителем духовных учебных заведений. Ему обязаны своим развитием и Вятская, и Казанская семинарии. Составленный им рукописный «Сборник древностей Казанской епархии» является ценным источником по истории Казани и Казанской епархии. Он был опубликован в 1868 году.

 

СВЕНЦИЦКИЙ Василий Яковлевич

В источниках называется «шляхтичем польской породы», скорее всего, был выходем из Правобережной Украины, принадлежавшей в то время Польше, учился в Киевской академии (очевидно, не прошел полного курса) и остался в России. Поэтому он не был дворянином, обязанным служить в армии, не принадлежал и к податным сословиям. В 1723 году стал первым и долгое время оставался единственным преподавателем основанной митрополитом Тихоном Казанской славяно­латинской школы. В 1732 году переведен в Новокрещенскую школу в Свияжске, с 1743 года и до начала 1750­-х гг., оставаясь мирянином, служил экономом Казанского архиерейского дома.

 

СИЛЬВЕСТР (Гловацкий или Главацкий, или Гловатский Стефан)

Из украинской шляхты. Учился в Киевской академии, полный курс богословия закончил в 1732 году. В этом же году направлен в Казанскую духовную семинарию. В Казани был пострижен в монашество (точная дата неизвестна), в 1736­-1738 руководил семинарией в звании префекта, в 1738-­1740 был под началом Димитрия (Сеченова). С 1740 ректор семинарии. В 1742 возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря и управляющим Конторой новокрещенских дел. Одновременно формально оставался ректором семинарии до 1744 года. 6 июля 1749 года рукоположен во епископа Сибирского и Тобольского, в том же году возведен в сан митрополита. С 9 октября 1755 года митрополит Суздальский и Юрьевский. Скончался 20 мая 1760 года. Сильвестр был известен как активный миссионер, именно в годы его управления Новокрещенской конторой были крещены десятки тысяч «инородцев». При этом, как и его наставник епископ Лука (Конашевич), он проявлял излишнее рвение, активное экономическое и социальное давление, вплоть до прямого принуждения. Миссионерскую деятельность Сильвестр продолжил на Тобольской кафедре. В Сибири он к тому же был известен репрессиями против старообрядцев. Неслучайно в разгар Башкирского восстания он был по инициативе гражданских властей переведен из Тобольска, одновременно с ним Лука (Конашевич) был отправлен из Казани в Белгород.

 

СИЛЬВЕСТР (Лебединский, Либединский)

Родился в Полтавской епархии в семье пономаря. Учился в Харьковском коллегиуме (а не в Киевской академии, как сообщается в ряде биографических очерков). Потом преподавал там же, в 1785 году был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1787 году назначен префектом вновь создаваемой Астраханской духовной семинарии. В 1791 году стал первым ректором семинарии и архимандритом Астраханского Спасо­Преображенского монастыря. С 27 мая 1794 года ректор Казанской духовной семинарии и настоятель Свияжского Успенского монастыря, с 25 июля 1797 года ректор вновь созданной Казанской академии. Во время ректорства в Астрахани и Казани анонимно издал книги «Нетленная пища, или душеспасительные размышления», «Приточник Евангельский», «Догматическо­полемическое богословие», широко использовавшиеся как первые учебники на русском языке в академиях и семинариях. 25 сентября 1799 года рукоположен во епископа Переяславского, викария Полтавской епархии, с 1803 года епископ Полтавский и Переяславский. 25 января 1807 года  архиепископ Астраханский и Кавказский. Время правления владыки Сильвестра в Астрахани пришлось на эпидемию чумы, он почти не служил и жил в уединении в Покровском монастыре. 10 января 1808 года уволен на покой из­за ссоры с губернатором Малинским. 1 сентября того же года назначен настоятелем Глуховского Петропавловского монастыря Черниговской губернии. Умер по дороге в монастырь 5 ноября 1808 года в слободе Ровенки Острогожского уезда Воронежской губернии, где и похоронен.

 

СТЕФАН (Зилятров Симеон)

Из Тульской губернии, в 1825 году закончил Санкт­Петербургскую духовную академию, служил в Смоленской, Московской духовных семинариях, в 1829­-1833 ректор Тульской семинарии. 11 января 1833 года назначен ректором Казанской семинарии. 21 января 1842 года переведен в Воронежскую семинарию. Вскоре ушел на покой, умер в 1848 году в Мценском монастыре.

 

ФЕОФАН (Александров Федор Васильевич)

Родился в 1785 или 1786 году в семье дьячка села Городище Каширского уезда Московской губернии. Учился в Перервинской духовной семинарии, потом в Троицкой духовной семинарии, уровень которой соответствовал акаде­мии, успешно закончил ее в 1808 году. Еще студентом он преподавал в младших классах и был оставлен в семинарии. В 1809 году переведен в Александро­Невскую академию в Санкт­Петербурге. С марта 1812 года инспектор Санкт­Петербургской семинарии. 12 августа 1812 года (в разгар Отечественной войны, за две недели до Бородинской битвы) пострижен в монашество, 1 августа 1813 года возведен в сан архимандрита. С 1814 года ректор Ярославской духовной семинарии, с 1814 – в Черниговской семинарии. С 30 июля 1817 года настоятель Спасо­Преображенского монастыря, с 3 сентября того же года ректор Казанской академии, преобразованной в 1818 году в семинарию. Одновременно в 1819-­1823 гг. был профессором богословия, церковной истории и философии Казанского университета, был удален из университета по приказу М.Л.Магницкого, усмотревшего, очевидно, по доносам, в лекциях архимандрита Феофана «вольнодумство».

14 ноября 1832 года назначен настоятелем Донского монастыря в Москве. 6 июня 1850 года был переведен в Назарет-­Богородичный монастырь Черниговской епархии, а в 1851 году – в Макарьевский монастырь в городе Калязине Тверской епархии, где и скончался 23 октября 1852 года.

Архимандрит Феофан известен, в первую очередь, как выдающийся церковный композитор, его произведения и сейчас широко используются в богослужениях, часто без имени автора. Неожиданная опала 1850 года была связана с двумя обстоятельствами. Во­первых, отец Феофан оказался в конфликте с руководителем придворной капеллы, знаменитым композитором Алексеем Федоровичем Львовым. Во­вторых, послушник Донского монастыря Николай Зыков в июне 1850 года совершил убийство княгини Голицыной. Святитель Филарет (Дроздов) пытался помочь архимандриту Феофану, но указ Синода об удалении настоятеля Донского монастыря был принят по устному приказу самого императора Николая I.

 

ФЕОФИЛ (Игнатович Феодор)

Родился в 1726 году в городе Белая Церковь под Киевом в семье священника. Учился в Киевской академии, по окончании которой пострижен в монашество и направлен в Казанскую семинарию. С 1748 года префект семинарии. В 1751 году возведен в сан архимандрита, назначен ректором Казанской семинарии и настоятелем Успенского Зилантова монастыря. С 1754 года, оставаясь ректором, стал настоятелем Спасо­-Преображенского монастыря. В сентябре 1765 года переведен настоятелем подмосковного Саввино­-Сторожевского монастыря. 17 октября 1770 года рукоположен во епископа Черниговского и Новгород­-Северского. В Чернигове запомнился, в первую очередь, заботой о духовной семинарии. Скончался 27 сентября 1788 года.

 

ФИЛАРЕТ (Никольский Гавриил Петрович)

Родился 6 марта 1858 года в Костромской губернии в семье дьячка. В 1880 году окончил Костромскую духовную семинарию, 11 октября 1881 года рукоположен во священника, служил в Троицком Белбажском женском монастыре в селе Ковернино Макарьевского уезда Костромской губернии.

Овдовев, он в 1887 году поступил в Санкт­-Петербургскую духовную академию.

25 сентября 1888 года пострижен в монашество. После окончания академии, с 1891 года, инспектор Тифлисской духовной семинарии. С 1892 года архимандрит и ректор Казанской духовной семинарии. С 1895 года ректор Тульской семинарии. 20 декабря 1898 года рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 30 января 1904 года епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. С 27 ноября 1904 года епископ Вятский и Слободский, с 20 марта 1914 года Астраханский и Енотаевский. 24 мая 1916 года со скандалом уволен на покой по жалобе игумена Высокогорской Успенской Чуркинской пустыни. Вероятно, настоящей причиной было негативное отношение владыки к Распутину. С декабря 1916 года настоятель Тверского Желтикова монастыря. 17 февраля 1918 года освобожден от управления Желтиковым монастырем и переведен в Московский Донской монастырь. В 1918-­1920 года временно управляющий Костромской епархией. С 1920 года – архиепископ Самарский и Ставропольский. По воспоминаниям, в 1920 году он был арестован и освобожден лишь незадолго до смерти. Скончался в начале 1921 года. Как рассказывали свидетели его кончины, епископ Филарет долго томился и не мог умереть. Наконец он припомнил, что не роздал все деньги – где­то в ящике или в кармане подрясника у него остались две копейки. Деньги нашли и отдали нищим, и после того владыка скончался. Был похоронен на старом Самарском кладбище. Могила не сохранилась.