ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Известные выпускники Казанской духовной семинарии

 

БИЛЯРСКИЙ Петр Спиридонович, ученый­ филолог

Родился 19 июня 1819 года в селе Билярск Чистопольского уезда (ныне Алексеевский район) в семье священника. Закончил Казанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1840 году. Во время обучения в академии одновременно посещал лекции в Московском университете. После окончания академии был распределен в Пермь, но отказался и был исключен из духовного сословия. С 1844 года чиновник в канцелярии Академии наук в Санкт­-Петербурге, много публиковался и в 1862 году стал адьюнктом (доцентом) Академии. С 1863 года академик (в XIX веке это было не только очень почетное ученое звание, но и должность). С 1865 года профессор Новороссийского университета. Скончался 2 января 1867 года в Одессе. Труды Билярского по церковнославянскому языку, переводам памятников древнерусской литературы в свое время имели огромное научное значение. Автор фундаментальной биографии Михаила Васильевича Ломоносова.

 

БОЛГАРСКИЙ Василий Иванович, государственный и военный деятель

Русский биографический словарь сообщает, что Болгарский родился в 1771 году в Казанской епархии (вероятно, в селе Болгары). Дата рождения, очевидно, неверная, Василий Иванович был значительно старше. Учился в Казанской духовной семинарии, был направлен в Московскую академию, откуда перешел в Московский университет. В 1785 году поступил кадетом в Оренбургский полк, с 1787 года прапорщик. Служил в разных местах, воевал с казахами, участвовал в Русско­шведской войне 1789­-1790 гг., подавлении Польского восстания 1794 года, войне с Персией в 1796 год. Был трижды ранен и вышел в отставку в чине премьер­майора. С 1797 года служил в Дворянском банке. В 1804­-1808 гг. был Вятским губернатором, запомнился активной деятельностью на благо края. По обвинению в злоупотреблениях был отстранен от должности и 10 лет находился под следствием. В 1818 году был реабилитирован и вернулся на службу. Руководил реформой управления Областью Войска Донского, часто упоминается в трудах по истории казачества. С 1823 года сенатор (член Верховного суда), активно участвовал в составлении многих законов и решении судебных дел, по воспоминаниям, во второй половине 1820-­х – начале 1830­-х гг. фактически руководил Сенатом. Как представитель Сената участвовал в следствии и суде над декабристами. Скончался в Санкт­-Петербурге в 1848 году.

 

ВАСИЛЬЕВ Александр Васильевич, просветитель, миссионер, ученый­тюрколог

Родился  23 февраля 1861 года в селе Шетнерево Чебоксарского уезда Казанской губернии. Сын священника чувашского села, чувашским языком владел с детства. Закончил Чебоксарское духовное училище, в 1876 году поступил в Казанскую духовную семинарию, которую закончил по первому разряду в 1882 году, и поступил в Казанскую духовную академию. Учился на церковно­практическом отделении и изучал предметы миссионерского, противомусульманского направления, овладел татарским и арабским языками. Закончил академию в 1886 году кандидатом богословия и был направлен преподавателем в Оренбургскую духовную семинарию. В 1887 году по инициативе Николая Ивановича Ильминского, личным распоряжением обер­прокурора Синода К.П. Победоносцева был освобожден от обязательной шестилетней службы в духовных учебных заведениях и назначен инспектором народных училищ Тургайской области (в г. Кустанае). Как инспектор проявил себя очень активно, в 1887­-1894 по его инициативе было открыто более 30 русско­киргизских  школ для казахов, 6 школ для русских, 3 уездных училища, педагогический класс для подготовки учителей казахских (киргизских) школ. Занимался совершенствованием казахского (киргизского) алфавита на русской основе, разработанного Н.И.Ильминским и И.Алтынсариным. В октябре 1894 года оставил службу по Министерству народного просвещения и был назначен советником Тургайского областного правления (находилось в Оренбурге). На этой должности продолжал заниматься вопросами просвещения, в 1899­1906 гг. был редактором Тургайской областной газеты. С 7 октября 1906 года – окружной инспектор народных училищ Оренбургской губернии. С 14 марта 1909 года – директор народных училищ Симбирской губернии. С 4 сентября 1911 года – директор народных училищ Казанской губернии.

С июня 1917 – директор Чебоксарской гимназии (долж­ность директора народных училищ была упразднена Временным правительством), в 1918­-1920 – счетовод в уездных учреждениях Чебоксар, с 1920 года – преподаватель Чебоксарского сельхозтехникума, с 1921 года – заведующий отделом Чебоксарского музея , с 1923 года – сотрудник Статистического управления Татарской АССР, в 1928­-1934 – научный сотрудник Центрального музея ТАССР, в музее занимался в основном нумизматикой арабских и золотоордынских монет. С 1934 года на пенсии, репрессиям не подвергался. Скончался 23 октября 1943 года в Казани. Автор большого количества языковедчеких и этнографических сочинений. Казахами почитается как один из крупнейших просветителей. В 1990 году в Алма­Ате опубликована книга И.Я.Гармса, специально посвященная А.В.Васильеву.

 

ВАСИЛЬЕВ Валериан Михайлович, марийский ученый­языковед, этнограф, общественный деятель

Родился 13 января 1883 года в деревне Сусады-­Эбалак Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Янаульского района Республики Башкортостан) в семье зажиточных крестьян­язычников. В детстве ­ Вастаев Темьян Гайсинович. Принял крещение во время обучения в Бирской инородческой учительской школе, которую закончил в 1902 году. В 1903 году поступил в четвертый класс Казанской духовной семинарии, в которой обучался по специальной программе для «инородцев». После окончания семинарии с 1906 года работал в Переводческой комиссии Казанского учебного округа и такой же комиссии при Братстве святителя Гурия, совместно с П.П. Глезденевым ­ составитель и издатель «Марла календаря» (1907­-1910, 1913), составитель учебников для марийской начальной школы. С 1913 года был вольнослушателем историко­филологического факультета Казанского универ­ситета, диплом получил в 1918 году (первый мариец, закончивший Казанский университет). В 1917 году – один из лидеров национального движения, председатель марийской секции Общества мелких народностей Поволжья, редактор газеты «Ужара». По политическим взглядам примыкал к эсерам. В 1918 году отошел от общественно­политической деятельности, был лоялен к Советской власти. В 1920­-х годах ­ ведущий деятель языкового строительства. В 1931 году сослан на три года. В марте 1937 года накануне намеченного ареста скрылся, вернулся осенью 1939 года, когда схлынула эпидемия массового террора. До конца жизни работал в Марийском НИИ. В дореволюционный период занимался, в основном, изучением языческих верований марийцев, его работы и сейчас сохраняют свое значение, в советское время сформировался как крупный ученый­языковед. Скончался в Йошкар­-Оле 2 мая 1961 года. И в советское время не скрывал своих религиозных убеждений, регулярно ходил в церковь. Имя В.М.Васильева носят Марийский НИИ языка, литературы и истории и улица в Йошкар-­Оле, в родном селе действует дом­музей.

 

ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович, языковед и этнограф

Родился 16 января 1804 года в селе Сугут­Торбиково Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Ядринский район Чувашии) в семье священника. Его дед был псаломщиком из чуваш – выпускников Казанской новокрещенской школы. Сам Виктор Петрович приходился двоюродным дедом знаменитому ученому­хирургу Александру Васильевичу Вишневскому. В 1822 году закончил Казанскую духовную семинарию первым по списку, направлен в Московскую духовную академию, которую в 1826 году закончил  тоже первым по списку магистром. В 1826­-1842 гг. преподавал в Казанской семинарии, одновременно с 1828 года – священник Петропавловского собора, с 1836 года протоиерей. Свободно владел чувашским языком, преподавал его в семинарии. Автор первого чувашско­русского словаря, языковедческих и этнографических статей, считается основателем научного изучения чувашского народа. В 1842 году уволен из семинарии в связи со скандалом (убийством, совершенным двумя семинаристами), продолжал службу в Петропавловском соборе. В 1850-­1852 гг. возглавлял вновь открытый противуязыческий (чувашско­черемисский) разряд миссионерского отделения Казанской духовной академии, который, к сожалению, был упразднен. С 1854 года – в кафедральном Благовещенском соборе, в 1860 годы – настоятель. В годы управления епархией Антония (Амфитеатрова, 1866­-1879) пользовался большим влиянием, сопровождал владыку во всех поездках по епархии. Скончался 30 декабря 1885 года, был похоронен у кафедрального собора, могила не сохранилась.

 

ГОРИЗОНТОВ Николай Иванович, ученый­медик.

Родился 29 апреля 1879 года в Казани, сын преподавателя Казанской духовной семинарии, и настоятеля Петропавлов­ского собора протоиерея Иоанна Тимофеевича Горизонтова. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, по окончании которой в 1899 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1902 году перевелся в Казанский университет. С 1904 года работал в университетской акушерско­гинекологической клинике, в 1909 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1917 года профессор Томского университета. В 1935­-1948 гг. зав. кафедрой акушерства и гинекологии Новосибирского института усовершенствования врачей. Автор большого количества работ по гинекологии, создал научную школу. Скончался в Новосибирске 29 апреля 1949 года.

 

ГРИГОРЬЕВ Константин Григорьевич, богослов

Родился в 1875 году в Казанской губернии в  семье  священника. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, которую закончил в 1897 году по первому разряду. В 1897­-1901 гг. учился в Казанской духовной академии. С 1901 года профессорский стипендиат, с 1902 года доцент, с 1905 года профессор по кафедре введения в круг богословских наук. С 1904 года магистр богословия (диссертация издана: Христианство в его отношении к государству и воззрения гр. Л.Н. Толстого. Полемико­апологетическое исследова­ние. – Казань, 1904). С начала 1918/1919 учебного года в Казанской духовной академии не преподавал, дальнейшая судьба неизвестна, скорее всего, в начале сентября 1918 он покинул Казань с отступавшими белыми, как и многие другие профессора. Основные труды посвящены апологетике, полемике с писателями и философами, являющимися чистыми теистами, внеконфессиональными антитринитариями, от­стаивающими, по выражению К.Г. Григорьева, «христианство без Христа», то есть признающих существование Бога, но отрицающих Божественность Иисуса Христа (Ренан, Гарнак, Геккель и др.).

 

ГУРЬЯНОВ Евгений Васильевич, ученый­психолог

Родился 5 февраля 1889 года, в семье диакона с. Помары Чебоксарского уезда (ныне Волжский район Республики Марий­Эл). Закончил Чебоксарское духовное училище, в 1904­-1910 гг. учился в Казанской духовной семинарии, закончил по первому разряду, поступил в Казанскую духовную академию. В академии специализировался по церковному праву, закончил первым по списку. В советское время стал психологом. В 1930­е гг. работал в педагогических научных заведениях, занимался проблемами изучения способностей школьников. Позже работал в Институте психологии Академии наук СССР, заведовал лабораторией психологии труда. Широко известны его книги «Психологические основы упражнений при обучении письму», «Психология и методика обучения письму в букварный период», «Психология обучения письму», «Навык и действие». Скончался в 1960 году.

 

ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович, языковед, этнограф, деятель образования

Родился 3 декабря 1829 года в селе Первое Чурашево Чебоксарского уезда (ныне Мариинско­Посадский район Чувашии) в семье псаломщика, с детства свободно владел чувашским языком. Учился в Чебоксарском духовном училище, Казанской духовной семинарии, которую закончил в 1847 году, и поступил на историко­филологический факультет Казанского университета. Работал в Вятской гимназии, в 1867­-1875 гг. – инспектор чувашских школ Казанского учебного округа (должность была создана специально для Золотницкого по инициативе Николая Ивановича Ильминского). В 1867 году выпустил первый букварь для чувашских школ. Считается одним из основоположников чувашского языкознания. Главный труд – «Корневой чувашско­русский словарь» (1875) – был удостоен золотой медали Русского географического общества. Скончался 14 мая 1880 года в Казани, похоронен на Арском кладбище.

 

ИАКИНФ (Бичурин Никита Яковлевич), ученый­китаевед

Родился 29 августа 1777 года в селе Акулеве Цивильского уезда (ныне Цивильский район Чувашии). В 1795­-1799 гг. учился в Казанской духовной семинарии (академии), обратил на себя внимание архиепископа Амвросия (Подобедова),  был оставлен преподавателем. В 1802 пострижен в монашество, с 1803 года игумен, префект академии и настоятель Иоанно­-Предтеченского монастыря. С 1804 ректор Тобольской семинарии, в 1802-­1816 гг. настоятель Духовной миссии в Пекине. Изучил китайский и манчжурский языки, собрал и привез в Санкт­-Петербург огромное количество литературы. С 1816 – на подворье Валаамского монастыря в Санкт­-Петербурге. Иакинф не был примерным монахом, его переводы в Тобольск и Пекин были вызваны неподобающим поведением, оба раза его спасал от тяжелого наказания митрополит Амвросий (Подобедов). В 1823 году лишен сана архимандрита и заключен в Валаамский монастырь, в 1826 году освобожден. До конца жизни в сане иеромонаха жил на толичном подворье Валаамского монастыря, служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1828­-1851 гг. издал огромное количество трудов по истории Китая и Средней Азии, языковедению, переводов китайских и манчжурских книг, составивших основу российского китаеведения. С 1828 года член­корреспондент Академии наук. В 1830­е гг. много общался с А.С.Пушкиным. Скончался 11 мая 1853 года в Санкт-­Петербурге.

 

КАНДАРАТСКИЙ Михаил Федорович, ученый­медик

Родился 7 ноября 1854 года в городе Свияжске в семье священника Богородице­Рождественского собора. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, после окончания которой в 1876 году поступил на медицинский факультет Казанского университета. С 1881 года работал на кафедре оперативной хирургии, в 1899 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, с 1905 года профессор. Одновременно в 1892­-1912 гг. зав. хирургическим отделением городской Александровской больницы. Участник Русско­японской войны в качестве командира санитарного отряда. Автор трудов по топографической анатомии. Был активным общественным деятелем, гласным Казанской городской думы четырех созывов. Написал несколько статей по историческому краеведению Казани. Скончался в Казани 29 декабря 1912 года. Похоронен на Арском кладбище, могила находится на главной аллее напротив храма Ярославских Чудотворцев, памятник хорошо сохранился.

 

КУШНИКОВ Дмитрий Алексеевич, политический дея­тель, врач

Родился в селе Караваево Спасского уезда (ныне Алексеевский район Татарстана) в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, в 1870 году закончил Казанскую духовную семинарию, в 1875 году – медицинский факультет Казанского университета. Служил врачом на приисках в Сибири. С 1896 года – земский врач в Мариинском Посаде Чебоксарского уезда. Активный деятель партии кадетов, участник первого и второго съездов партии, член ЦК. В 1906 году был избран депутатом 2­й Государственной Думы от крестьянской курии Казанской губернии. После роспуска 2­й Думы был частнопрактикующим врачом в Казани и активным деятелем Казанского комитета кадетов.

 

МАГНИЦКИЙ Василий Константинович, этнограф, языковед, деятель народного образования

Родился 3 марта 1839 года в селе Ядрино Ядринского уезда в семье священника. С 1848 года учился в Чебоксарском духовном училище, в 1854-­1857 гг. – в Казанской духовной семинарии. В 1858 году поступил на юридический факультет Казанского университета, который успешно закончил в 1862 году. До 1877 года служил в судебных органах Казанской губернии, но, стремясь участвовать в просвещении народа, в 1877 стал инспектором народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии. В 1881 году перешел инспктором народных училищ в Казанскую губернию, сначала в его ведении были Лаишевский, Спасский и Тетюшский уезды, потом – Свияжский и Чебоксарский. С 1891 года – в Елабуге. В 1894 году вышел в отставку, поселился в селе Шуматове Ядринского уезда, где служил его отец. Там и скончался 4 марта 1901 года.

Известен множеством сочинений по истории и этнографии чуваш, публиковавшихся в разных казанских и столичных журналах и сборниках. Как деятель народного образования поддерживал систему Ильминского. В Чувашии о Магницком и его деятельности написаны многие десятки статей.

 

 

МАЛОВ Сергей Ефимович, ученый­тюрколог

Родился 4 января 1880 года в Казани в семье известного ученого, исламоведа, татароведа, церковного историка, профессора Казанской духовной академии протоиерея Евфимия Александровича Малова. Закончил Казанскую духовную семинарию в 1900 году и поступил в Казанскую духовную академию, которую успешно закончил в 1904 году кандидатом богословия. В 1905 году поступил на Восточный разряд Санкт­-Петербургского университета, после окончания которого с 1908 года и до конца жизни работал там же (в советское время – восточный факультет Ленинградского университета). Автор важнейших работ по древнетюркской письменности, языку и фольклору тюркских народов Центральной Азии. С 1939 года член­корреспондент Академии наук СССР. Скончался 6 сентября 1957 года в Ленинграде.

 

МИРОЛЮБОВ Никандр Иванович, ученый­юрист

Родился 17 октября 1870 года в селе Байтеряково Тетюшского уезда в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии и в 1891 году поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1895 году кандидатом богословия. В том же году поступил на юридический факультет Казанского университета. Служил в судебных учреждениях, с 1898 года – на кафедре уголовного права Казанского университета, профессор (1915). После Февральской революции 1917 года назначен прокурором Казанской судебной палаты, оставаяь одновременно профессором университета. Покинул Казань с отступавшими белыми в начале сентября 1918 года, был надзирающим прокурором знаменитой комиссии следователя Соколова, расследовавшей убийство царской семьи. Преподавал в Иркутском университете, открытом при правительстве Колчака. С 1922 года в эмиграции в Харбине. Один из организаторов и профессор Харбинского русского университета. Скончался в 27 января 1927 года в Харбине.

 

МОЖАРОВСКИЙ Аполлон Федорович, историк

Родился 14 декабря 1841 года в селе Бишбатман Свияжского уезда (ныне Зеленодольского района)в семье священника. Учился в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, в 1863 году поступил в Казанскую духовную академию. После ее окончания с 1866 года преподавал в Казанской семинарии, с 1873 года и до конца жизни – в Нижегородской семинарии. Скончался 22 октября 1900 года в Нижнем Новгороде.

Опубликовал более 60 статей, посвященных разнообразным проблемам истории Среднего Поволжья, Нижегородского края – религиозному состоянию крещеных татар, мордвы, этнографии русского населения, истории христианизации, духовных учебных заведений, жизнеописаниям святых, религиозных  деятелей, опубликованных в местных и столичных журналах. Большое научное значение имела монография (магистерская диссертация) «Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 год» (1880). Аполлон Можаровский – автор наиболее качественных книг по истории Казанской духовной семинарии: «Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование» (1868) и «Старая Казанская академия» (1877).

 

НЕЧАЕВ Алексей Васильевич, ученый­геолог

Родился 19 января 1864 года в селе Трой­Урай Лаишевского уезда (ныне Рыбно­Слободского района) в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, после окончания которой в 1883 году поступил на физико­математический факультет Казанского университета. С 1887 года преподавал на кафедре геологии, с 1899 года профессор. В 1903 году перешел в Киевский университет. С 1912 года работал в Геологическом комитете в Санкт­Петербурге. Скончался 26 августа 1915 года в Петрограде. Внес большой вклад в изучение геологии Среднего Поволжья и в палеонтологии Пермского периода.

 

НИКОЛЬСКИЙ Николай Васильевич, языковед, этнограф, педагог, миссионер, чувашский общественный деятель, журналист

Родился 7 мая 1878 года в селе Юрмекейкино Ядринского уезда Казанской губернии в семье чувашского крестьянина, ставшего псаломщиком. Учился в Чебоксарском духовном училище, Казанской духовной семинарии, в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию. После ее окончания с 1903 года служил надзирателем в Казанской духовной семинарии. В 1906­-10 – учитель истории и географии Казанской учитель­ской семинарии, в 1910­-1917 – преподаватель чувашского языка Казанских миссионерских курсов, одновременно в 1907-­16 гг. преподавал чувашский язык в Казанской духовной семинарии, в 1909-­1917 гг. в Казанской земской школе для образования народных учительниц. В 1915­-1917 приват­доцент кафедры церковной истории Казанского университета. С июня 1917 года по январь 1918 – председатель Казанской губернии земской управы (при Временном правительстве председатели губерний  земских управ исполняли обязанности губернаторов). В 1918-­1922 гг. профессор Казанского университета. С 1922 года в Восточном педагогическом институте, преподавал этнографию и чувашский язык (в Восточный пед. институт перевели все гуманитарные кафедры университета). В 1931 году был арестован, вскоре освобожден, но уволен из института,  9 лет не мог найти работу. Вновь арестован 25 марта 1933 года, освобожден 10 октября. В 1940­-1950 работал старшим научным сотрудником Марийского НИИ языка и литературы, но жил в Казани. В 1947 Никольскому была присвоена ученая степень доктора исторических наук без защиты диссертации (магистром богословия стал еще в 1913 году).

В 1902-­17 работал в переводческой комиссии Православного миссионерского общества, издавал переводы духовной литературы, опубликовал более 30 брошюр по сельскому хозяйству, пчеловодству, гигиене, в 1906­-14 – чувашские календари «Султанак кенеки».

В январе 1906 стал инициатором издания первой чувашской газеты «Хыпар», руководил газетой до закрытия в мае 1907. Был инициатором и лидером созданного 22 марта 1917 в Казани «Общества мелких народностей Поволжья», в мае 1917 возобновил издание газеты «Хыпар». Был одним из организаторов и руководителей Всероссийского чувашского съезда в Симбирске 20-­28 июня 1917 года, после которого  его влияние в чувашском национальном движении снизилось из­за прихода к руководству более радикальных деятелей. Никольский не одобрил приход к власти большевиков, но не участвовал и в борьбе с новой властью. До конца жизни не скрывал религиозности, игнорировал марксистскую методологию, чем и были обусловлены репрессии и перерывы в научной деятельности.

Никольский, безусловно, является выдающимся ученым, энциклопедистом, внесшим огромный вклад в изучение истории и этнографии как чувашского, так и марийского народов (марийский язык он изучил в совершенстве уже в советское время). Был ученым с очень широким кругом научных интересов. Истории христианизации чувашей и этнографии чувашского народа посвящены более 20 его  статей и монография «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья » (1912). Внес большой вклад в изучение этнографии и фольклора чуваш, марийцев и др. народов Поволжья. Автор первого обобщающего труда по истории марийцев «История мари» (1920). В 1909 году издал Русско­чувашский словарь с приложением грамматики чувашского языка, который переиздан с дополнениями в 1919 году.

Скончался в Казани 2 мая 1961 года, похоронен на Арском кладбище. Имя Никольского носит улица в Чебоксарах.

 

НУРМИНСКИЙ Сергей Андреевич, деятель народного образования, просветитель марийского народа.

Родился 13 сентября 1839 года в селе Владимирском Козмодемьянского уезда (ныне Горномарийский район Республики Марий Эл) в семье священника. Закончил Чебоксарское духовное училище и Казанскую духовную семинарию по первому разряду в 1860 году, учился в Казанской духовной академии. С 1864 года – в Николаевском духовном училище в Самарской губернии. С 1870 года инспектор народных училищ Вятской губернии, в 1874-­1884 гг. директор народных училищ там же. С 1884 года директор Самарской учительской семинарии, в 1888-­1903 гг. директор Вятской гимназии. Скончался в Казани 26 декабря 1915 года. Похоронен на Арском кладбище.

Во время работы в Вятской губернии активно занимался просвещением марийского народа (марийским языком свободно владел с детства), в 1873 году совместно с учителем­марийцем Н.Ивановым опубликовал букварь для марийских школ. Активно сотрудничал с Николаем Ивановичем Ильминским. Именно Нурминский является автором марийского алфавита, применявшегося в дореволюционных переводах Священного Писания, духовной и светской литературы.

 

ПАЛЛАДИЙ (Кафаров Петр Иванович), ученый­востоковед

Родился 16 сентября 1817 года в селе Старошешминск Чистопольского уезда (ныне Нижнекамский район) в семье священника, позже его отец был настоятелем собора в Чистополе. Учился в Чистопольском духовном училище, Казанской духовной семинарии. В 1839 году поступил в Санкт­Петербургскую духовную академию, по окончании первого курса пострижен в монашество и направлен в Китай в составе духовной миссии. В 1847 году вернулся в Санкт­-Петербург. В 1848 году рукоположен во иеромонаха, в 1849 году возведен в сан архимандрита и вновь направлен в Китай во главе духовной миссии. Вернулся в 1859 году, служил настоятелем храма при российском посольстве в Риме. В 1864 году вновь отправился в Китай во главе духовной миссии. Скончался 6 декабря 1878 года в Марселе, на пути из Китая в Россию.

Автор многочисленных работ по китайскому и монгольскому языкам. Составил транскрипцию передачи звуков китайского языка русскими и латинскими буквами, которая и сейчас применяется в языковедении («Палладиева система»). Впервые опубликовал оригинальный текст и перевод знаменитого монгольского памятника «Сокровенное сказание».

 

 

СБОЕВ Василий Афанасьевич, филолог, этнограф

Родился 21 марта 1810 года в селе Чернуха Нижегородской губернии, воспитывался в семье дяди, Иоанна Протопопова, священника села Кошки Чебоксарского уезда. После окончания Казанской духовной семинарии в 1829 году направлен в Казанскую духовную академию. С 1833 года преподавал в Казанской духовной семинарии, с 1840 года – в Симбирской семинарии. В 1841 году защитил магистерскую диссертацию по русской словесности и был назначен адъюнктом соответствующей кафедры Казанского университета. Вышел в отставку в 1850 году. Скончался в Казани 8 июня 1856 года.

Автор большого количества статей по этнографии, фольклору, верованиям народов Поволжья, опубликованных, в основном, после его выхода в отставку, и первой научной монографии о чувашах: «Исследование об инородцах Казанской губернии» (1856).

 

 

СМИРНОВ Иван Николаевич, историк и этнограф

Родился 7 января 1856 года в селе Арино Царевококшайского уезда (ныне Медведевский район Республики Марий Эл) в семье священника. Закончил Казанское духовное  училище, Казанскую духовную семинарию, в 1874 году поступил на историко­филологический факультет Казанского универ­ситета. В 1878 году успешно закончил учебу, оставлен для подготовки к профессорскому званию на кафедре всеобщей истории. С 1881 года приват­доцент, с 1884 года  профессор. Был учеником известного медиевиста Николая Александровича Осокина, занимался средневековой историей западных и южных славян, во второй половине 1880­х гг. обратился к изучению этнографии финно­угорских народов России (марийским языком владел свободно с детства). Опубликовал первые в российской науке обобщающие монографии о каждом из народов: «Черемисы» (1889), «Пермяки» (1890), «Вотяки» (1891), «Мордва» (1893) (переведены на немецкий, венгерский, финский языки) и множество статей. Собрал большую коллекцию предметов материальной культуры финно­угорских народов, которая сейчас составляет значительную часть фондов Этнографического музея Казанского университета. За свои труды удостоен Уваровской премии, награжден Золотой медалью Русского географического общества, премиями и званиями финских и венгерских научных обществ и университетов. Скончался 15 мая 1904 года в Казани, похоронен на Арском кладбище.

 

СОКОЛОВСКИЙ Алексей Андреевич, ученый­фармаколог и медик

Родился в 1822 году в Нижнем Новгороде. Закончил Казанскую духовную семинарию, и в 1845 году – медицинский факультет Казанского университета и был оставлен в терапевтической клинике. С 1849 года адъюнкт (доцент) кафедры судебной медицины. В 1851 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1857 профессор кафедры фармакологии Казанского университета. В 1864-­1881 гг. профессор кафедры фармакологии Московского университета. Самый известный русский фармаколог второй половины XIX века, автор большого количества трудов по фармакологии и нейроморфологии, создал научную школу. После выхода в отставку вернулся в Казань, где и скончался 3 ноября 1891 года.

 

ТРОЯНСКИЙ Александр Алексеевич, языковед

Родился в 1779 году в крещено­татарском селе Апазово Казанского уезда (ныне Арский район) в семье священника. Учился в Казанской духовной семинарии (академии), закончил  ее в 1799 году и был рукоположен во священника в село Сотнур Царевокошайского уезда. Языком крещеных татар владел с детства, во время обучения в семинарии самостоятельно изучил арабскую графику и мусульманскую терминологию. С 1800 года и до конца жизни преподавал татарский язык в Казанской духовной академии (семинарии). Один из первых в России специалистов (в Казанской гимназии татарский язык начали преподавать на год позже). В 1814 году перевел на татарский язык и издал Катехизис митрополита Платона. В 1814 же году опубликовал грамматику татарского языка ( с дополнениями переиздана в 1824 году). Подготовил двухтомный словарь татарского языка, который был опубликован посмертно в 1833-­1835 гг. Скончался 2 октября 1824 года в Казани.

 

ЭЛПИДИН Михаил Константинович, революционер

Родился в октябре 1835 года в селе Алексеевское Лаишевского уезда (ныне районный центр) в семье дьякона. Закончил Казанское духовное училище, четыре года учился в Казанской духовной семинарии и был отчислен по прошению. Служил в Казанской губернской палате государственных имуществ, экстерном сдал экзамены и получил семинарский диплом. В 1860 году поступил на медицинский факультет Казанского университета. С 1861 года  активно участвовал в революционном движении, был одним из лидеров казанского отделения «Земли и воли», распространял прокламации, в том же году арестован и выслан из Казани. В 1863 году вернулся в город, стал участником знаменитого «Казанского заговора», был арестован, два года провел в заключении, в 1865 году бежал из тюремной больницы и выехал за границу. Заочно был приговорен к 5­-ти  годам каторги. Стал ближайшим сотрудником А.И. Герцена и Н.П. Огарева и продолжателем их деятельности. По завещанию Огарева был распорядителем Огаревского фонда, по уставу которого проценты с капитала должны были тратиться на вольную русскую печать. Элпидин сам активно занимался издательской деятельностью и выделял крупные суммы различным революционным организациям. Именно на эти средства издавались труды Лаврова, подготовившие «хождение в народ», группы «Освобождение труда» и Г.В. Плеханова, приведшие к распространению марксизма в России и т. д. При этом Элпидин сам не вступал в революционные партии, не выделял средства террористическим организациям («Народной воле», Партии социалистов­революционеров). Во время революции 1905 года он и большевиков стал считать террористами и до своей смерти выделял средства только меньшевикам и народным социалистам. Скончался в феврале 1908 года в Женеве.

 

ЯНТЕМИР (Сазонов) Михаил Николаевич, марийский ученый и общественный деятель

Родился в 1887 году в селе Кучкинер Чебоксарского уезда (ныне Моркинский район республики Марий Эл). До 1898 был язычником, носил имя Актанай. В 1898, оставшись сиротой, пришел в Казань, крестился. Фамилию и отчество получил от крестного отца, предводителя дворянства Казанской губернии Николая Дмитриевича Сазонова, в семье которого прожил несколько лет. В 1912 году закончил Казанскую духовную семинарию. С 1914 года – священник в селе Новый Торъял (ныне Медведевский район республики Марий Эл). В 1918 году бежал от преследования красных в родную деревню. С 1922 – в Йошкар-­Оле, уже под собственной фамилией Янтемир служил, был секретарем Марийского НИИ. Автор множества трудов по экономической географии и краеведению Марийского края. В 1938 году был расстрелян.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. – Чебоксары, 1997.

Алексеев И.Е. Черная сотня в Казанской губернии. – Казань, 2001.

Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. – Ч. 1. – Краткий очерк прошлого средней духовной школы. – СПб.: Синодальная тип., 1907.

Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. –                 Казань, 1881.

Гурий(Степанов). Преосвященный Вениамин(Пуцек­Григорович), митрополит Казанский и Свияжский. – Казань, 1906.

Димитриев В.Д. Николай Васильевич Никольский – ученый, педагог, общественный деятель. –Чебоксары, 2002.

Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год          1918­й. – Казань, 1995.

Журавский, А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884­1921 гг. : Дис. ... канд. ист. наук. ­ М., 1999.

Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804­1904). Казань, 1904

Зеленецкий А.А. Воскресная школа при Казанской духовной семинарии в 1873 г. – [Казань], [1874].

Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – Казань, 1881.

Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: 1842­1870. – Казань, 1892. – Ч. 1­3.

Знаменский П.В. Казанская семинария в первое время ее существования // Православный собеседник. – Казань, 1868. – Кн.8.

Знаменский П.В. Основные начала духовно­училищной реформы в царствование императора Александра I: Речь, произнесенная 12 декабря 1877 г. – Казань, 1878.

Исхакова Р.Р. Духовные учебные заведения как фактор создания педагогического образования в регионе. – Казань, 2001.

Каменский Никифор, протоиерей. Слова и речи за 1879­-1889г.г. – Казань: Тип. Г.М. Вечеслава, 1890.

Краткая историческая записка об образцовой школе при Казанской духовной семинарии за первое двадцатипятилетие ее существования. – Казань, 1910.

Липаков Е.В. Педагогическая и краеведческая деятельность архиепископа Никанора (Каменского) // Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий. – Казань, 2002.

Можаровский А.Ф. Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование. – Казань, 1868.

Москвина Л.П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX – начале XX веков. –Дисс... канд. ист. наук. – Йошкар­Ола, 1998.

Можаровский А.Ф. Старая Казанская академия. – Казань, 1877.

Никанор (Каменский), еп. Казанский сборник статей. – Казань, 1910.

Пархоменко В. Сильвестр Лебединский, первый епископ Полтавской епархии. – Полтава, 1908.

Платон (Любарский), архим. Сборник древностей Казанской                епархии… – Казань, 1868.

Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. – Казань, 1906.

Православная энциклопедия. – М., 1999­2006. – Т. 1­12.

Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI­ начало XX вв.). – Казань: Фест, 1998.

Светлаков А. Митрополит Тихон (Воинов). Его жизнь и просветительско­административная деятельность. – Казань, 1908 (рукопись) – Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10, оп. 2, д. 1441.

Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий: 1808­1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. – СПб.: Синод. тип., 1908.

Сергий (Василевский). Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий, и его время. – Казань, 1888. – Т. 1­3.

Страдомский А. Преосвященный еп. Владимир Ужинский //                     Странник. – Спб., 1874. – Кн. 1.

Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. – Вып.2. – Вильно, 1909.

Харлампович К.В. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII веке. – Казань, 1907.

Щапов А.П. Лука Конашевич, епископ Казанский// Православный собеседник. – Казань, 1858. – Ч. 2.