ПРИЛОЖЕНИЯ 2-3

ПРИЛОЖЕНИЕ II

 

Священномученики – выпускники Казанской духовной семинарии

 

Священномученик АМФИЛОХИЙ (Скворцов Алек­сандр Яковлевич)

Родился 18 февраля 1885 года в селе Норваши Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика. Закончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую духовную семинарию, после окончания которой в 1906 году стал студентом Казанской духовной академии, где стал духовным сыном преподобного Гавриила (Зырянова), уже на первом курсе, 22 марта 1907 года был пострижен в монашество. В академии его учителем стал будущий архиерей и мученик Гурий (Степанов). Иеромонах Амфилохий усердно занимался изучением монгольских языков и буддизма, уже студентом летом 1909 годда выезжал в экспедицию в Калмыкию. Кандидатское сочинение «Религиозно­нравственные пере­воды на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия» было признано лучшим в выпуске 1910 года. Решением Совета академии отец Амфилохий был назначен для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории и обличения ламаизма и монгольского языка.

Обычно лучшие выпускники проводили один год в научных занятиях при академии, но Амфилохий был отправлен на Восточный разряд Санкт­-Петербургского университета, и через год, 16 августа 1911 года был утвержден исполняющим обязанности доцента. В 1913 году срок командировки с целью изучения тибетского языка и богословской литературы ламаизма ему был продлен еще на один год. В начале сентября 1918 года покинул Казань с отступавшими белыми. Жил в Успенском монастыре под Красноярском, с февраля 1919 года – в организованном им скиту на озере Тиберкуль в Минусинском уезде. С 1921 года священник в селе Белый Яр в Хакассии. С 1923 года вел борьбу против Красноярского епископа Зосимы, перешедшего в обновленчество, с 1924 года настоятель кладбищенской церкви в Минусинске. 8 марта 1925 года в Москве рукоположен во епископа Красноярского. Арестован 13 июля 1926 года, приговорен к 3 годам лишения свободы, освобожден в апреле 1928 года и назначен епископом Донским и Новочеркасским. Не принял декларацию митро­полита Сергия (Страгородского) и был уволен на покой, удалился в тайгу, в с. Анчур в Хакассии организовал женский монастырь. Арестован в апреле 1931 года, 16 ноября осужден на 5 лет лишения свободы, отбывал срок в шахтах Кузбасса. 30 апреля 1937 года, после окончания срока заключения, не был освобожден, 20 сентября 1937 года приговорен к расстрелу, расстрелян 1 октября 1937 года.  Канонизирован Архиерейским собором 2000 года.

 

Священномученик ГУРИЙ (Степанов Алексей Ивано­вич)

Родился 3 октября 1880 года в семье крестьян­чувашей, поселишвихся в городе. Закончил Чебоксарское духовное училище, Казанскую духовную семинарию по первому разряду и в 1902 году поступил в Казанскую духовную академию. Во время обучения стал духовным сыном преподобного Гавриила Зырянова, 16 апреля 1905 года был пострижен в монашество. Одновременно увлекся изучением монгольских языков и буддизма. В 1906 году был оставлен в академии, с 1909 года доцент, с 1910 года профессор, в 1916 году защитил диссертацию на степень доктора церковной истории. В 1912­-1918 гг. был инспектором Казанской духовной академии. В 1915 году именно в его казенной квартире остановился и вскоре скончался преподобный Гавриил Зырянов. В 1918­-1919 гг – настоятель Сретенского монастыря в Москве. 26 января 1920 года рукоположен во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии, но в епархию так и не выехал, был арестован, два года провел в Таганской тюрьме. После освобождения временно управлял Петроградской епархией, с 1924 года епископ Иркутский, с 1926 года – Костромской. В 1927 году был арестован и сослан, после освобождения в 1930 году заместитель патриаршего местоблюстителя Сергий (Страгородский) заочно назначил его епископом Суздальским, но Гурий, будучи последователем митрополита Кирилла (Смирнова), не признавал законности местоблюстительства Сергия и назначения не принял. В 1931 году вновь арестован, осужден к 10 годам лишения свободы. В 1938 году в лагере под Иркустком вновь осужден и расстрелян.

Канонизирован Синодом Русской Православной Церкви за границей в 1981 году.

 

Священномученик ДИМИТРИЙ (Шишокин Дмитрий Михайлович)

Родился 18 октября 1879 года в селе Нармонка Лаишевского уезда (ныне Лаишевский район), закончил Казанское духовное училище, в 1902 году – Казанскую духовную семинарию по 2­му разряду. С 25 октября 1902 года – помощник учителя в образцовой церковно­приходской школе при Казанской духовной семинарии, с 26 февраля 1903 года – псаломщик Успенского собора Казани. 9 мая 1904 года архиепископом Димитрием (Ковальницким) рукоположен во священника в село Базяково Спасского уезда, 16 ноября 1909 года переведен в село Тихий Плес Свияжского уезда. 13 января 1913 года назначен настоятелем церкви при Губернской тюрьме в Казани, с начала 1918 года, после закрытия тюремной церкви, служил в Пятницкой церкви города Казани. После захвата белыми Казани 5 августа 1918 года по воскресеньям вновь служил в губернской тюрьме. В отличие от значительной части духовенства, не ушел из Казани с отступавшими белыми. 26 сентября 1918 года, через 16 дней после возвращения красных в Казань, был арестован по доносу милиционера, сидевшего при белых в тюрьме, который обвинил отца Димитрия в том, что тот вел в церкви антибольшевистскую пропаганду и требовал покаяния от всех, сотрудничавших с советской властью. Сам о. Димитрий отрицал эти обвинения, не было подтверждений и от других заключенных. В защиту священника выступили и тюремные служащие губернской тюрьмы и исправительного отделения. Под обращением, заверенным комиссарами обоих тюрем, стояло 36 подписей, в том числе – прихожан Пятницкой церкви. В архиве внучки о. Димитрия Елены Константиновны Миловидовой сохранилось прощальное письмо, нелегально переданное из тюрьмы, в котором он выражает убежденность в собственной скорой смерти, полагается на Волю Божию и просит жену не хлопотать за него, чтобы не подвергнуть семью преследованиям. 9 октября 1918 года председатель ЧК Восточного фронта М.Я. Лацис утвердил смертный приговор, и в этот или следующий день о. Димитрий был расстрелян. Священномученик Димитрий (Шишокин) канонизирован решением Архиерейского собора в 2000 году, память празднуется в день кончины – 27 сентября/9 октября.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ III

 

Архиереи – выпускники Казанской духовной семинарии

 

АМФИЛОХИЙ (Скворцов) см. в Приложении II.

 

ВАСИЛИЙ (Павловский Василий Гаврилович (в литературе ошибочно – Василий Михайлович)

Родился 21 ноября 1880 года в Казани в семье священника. Закончил Казанскую духовную семинарию и в 1904 году – Казанскую духовную академию. До революции преподавал в духовных семинариях Сибири, эмигрировал, примкнул к Русской Православной Церкви за границей. С 1935 по 1939 г. – декан Богословского факультета Харбинского института св. Владимира. 15 января 1939 года в Белграде рукоположен во епископа Венского, викария Берлинской епархии. Во время Второй мировой войны находился на контролируемых гитлеровцами территориях. Скончался в 1945 году в Лодзи (Польша).

 

ВЕНИАМИН (Муратовский Василий Антонович)

Родился 18 апреля 1855 года в Казани в семье священника. Закончил Казанское духовное училище и Казанскую духовную семинарию в 1877 году. В том же году вступил в брак, был 1 декабря 1877 рукоположен во священника к Духосошественской церкви в Казани. В начале 1890­-х гг. овдовел, в 1892 году по рекомендации митрополита Тифлисского и Закавказского Палладия (Раева), бывшего казанского архиепископа, поступил в Казанскую духовную академию. После окончания академии постригся в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иоанно­Богословского Череменецкого монастыря Санкт­Петербургской епархии. В 1897 году, всего через год после окончания академии, рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт­Петербургской епархии. Скорее всего, столь скорым архиерейством Вениамин тоже был обязан Палладию (Раеву), ставшему к этому времени митрополитом Санкт­Петербургским и Ладожским. С 3 декабря 1898 года викарный епископ Гдовский, с 10 июля 1902 епархиальный епископ Калужский и Боровский, с 31 декабря 1910 года – Симбирский и Сызранский, с 1915 года архиепископ, с 13 июля 1920 года – Рязанский и Зарайский.

С 1922 года обновленец, в 1923 году дважды каялся перед Святейшим Патриархом Тихоном и дважды изменил Православной Церкви, переходя обратно в обновленчество. С сентября 18923 года обновленческий митрополит Ярославский, с января 1924 года – Ленинградский, с 19 мая 1927 года – Московский и Коломенский. Формально стоял во главе обновленческой иерархии как председатель Синода, хотя действительным лидером обновленчества был «митрополит­благовестник» Александр Введенский. Скончался 6 мая 1930 года.

 

ГАВРИИЛ (Абалымов Николай Александрович)

Родился 18 ноября 1881 года в селе Шигали Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Канашского района Чувашии) в крестьянской семье. Закончил земскую школу, Чебоксарское духовное училище, Казанскую духовную семинарию, поступил в 1904 году в Казанскую духовную академию, причем в семинарии был лучшим выпускником, а на вступительных экзаменах в академии оказался вторым по результату (первым по списку был будущий казанский архипастырь Афанасий (Малинин). Был духовным сыном преподобного Гавриила (Зырянова), на втором курсе академии, в 1905 году пострижен в монашество. В 1908 году закончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение «Нравственно­аскетические воззрения преподобного Макария Египетского»). С 1908 года преподаватель Таврической духовной семинарии, с 1911 года был смотрителем духовного училища в Торопце Псковской епархии, с 1914 – в Вольске Саратовской епархии. В 1914 же году возведен в сан архимандрита. После закрытия в начале 1918 года духовных учебных заведений был настоятелем Ниловской пустыни Тверской епархии.

26 мая 1920 года рукоположен во епископа Осташковского, викария Тверской епархии.

С 1923 епархией не управлял. После событий 1925 года, когда во главе Русской Православной Церкви оказался митрополит Сергий (Страгородский), стал одним из самых жестких «антисергианцев», лидеров катакомбного движения. После смерти в 1944 году патриарха Сергия и избрания на патриарший престол Алексия (Симанского) вместе с архиепископом Афанасием (Сахаровым) воссоединился с Церковью. Позиция Гавриила (Абалымова) способствовала примирению с Патриархией многих прежде непримиримых катакомбников. С 1946 жил на покое в Сызрани. В 1950 году был назначен викарным архиерем в Днепропетровскую и Запорожскую епархию, но отказался по состоянию здоровья. С 1954 года был настоятелем Балтского Феодосиевского монастыря Одесской епархии. Скончался 31 июля 1958 года.

 

ГЕДЕОН (Криновский)

Родился около 1726 года в Казани, в семье пономаря Михаило­Архангельской церкви. В казанский период жизни носил фамилию Архангельский. В 1750 году закончил полный курс богословия Казанской духовной семинарии, постригся в монашество и был оставлен преподавателем. В 1751 году перешел (фактически, сбежал) в Московскую духовную академию. Обратил на себя внимание ораторским даром и в 1753 году стал проповедником при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Проповеди Гедеона, которые он произносил на разговорном русском языке, имели огромный успех. Новизна его подхода состояла в использовании живого образного русского языка, без славянизмов, понятного и образованным, и простым людям, в обращении к событиям окружающей жизни, обличении корысти и аморальности. В 1754-­1750 годах его проповеди были изданы в шести томах, несколько раз переиздавались в первой половине XIX века. Не будучи архиереем, Гедеон стал одним из влиятельнейших деятелей Церкви, в 1758 был назначен членом Синода и архимандритом Троице­Сергиевской Лавры, но фактически оставался придворным проповедником. Свое положение Гедеон сохранил и при дворе Екатерины II. В 1763 году был рукоположен во епископа Псковского, но остался при дворе. Гедеон принял участие в расправе со святителем Арсением (Мацеевичем). Он был одним из членов суда над Арсением в апреле 1763 года,  решившего снять с него сан и отослать в дальний монастырь. Во время церемонии расстрижения  святитель предсказал Гедеону, что тот умрет, не увидев своей епархии. Предсказание сбылось: в июне 1763 года Гедеон впервые выехал в Псков и умер в дороге.

 

ГУРИЙ (Буртасовский Сергей Васильевич)

Родился 30 июня 1845 года в Казани в семье дьякона. Фамилия происходит от села Буртасы (ныне Русские Буртасы Камско­Устьинского района). Закончил Казанское духовное училище и Казанскую духовную семинарию, по окончании которой в 1868 году поступил в Казанскую духовную академию. На третьем курсе пострижен в монашество, после окончания академии, 4 июня 1872 года, рукоположен во иеромонаха и направлен преподавателем в Иркутскую духовную семинарию. С 1877 года смотритель  Иркутского  духовного  училища, в 1879 году  возведен в сан архимандрита, с 1881 года ректор Благовещенской духовной семинарии. 22 июля 1888 года в Иркутске рукоположен в епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского, таки образом, сразу стал епархиальным архиереем, не побывав викарием, что в те времена случалось редко. С 24 октября 1892 года епископ Самарский и Ставропольский, с 1904 года епископ Симбирский и Сызранский. На всех кафедрах активно занимался миссионерской деятельностью по системе Ильминского, учеником которого был в академии. Скончался в Симбирске 5 января 1907 года, по воспоминаниям чувашского просветителя Ивана Яковлева, «от душевных переживаний» по поводу революционных событий. Похоронен в ныне снесенном кафедральном соборе.

 

ГУРИЙ (Степанов) см. в Приложении II.

 

ЕФРЕМ (Ефремов Михаил Иванович)

Родился 27 сентября 1889 г. в городе Казани в семье священника (по другим данным – в семье крестьянина). Закончил Казанское духовное училище, Казанскую духовную семинарию и в 1912 году поступил в Казанскую духовную академию, которую успешно закончил в 1916 году. На третьем курсе, 1 ноября 1914 года, пострижен в монашество, 8 ноября 1915 года рукоположен во иеромонаха.

С 21 сентября 1916 года помощник инспектора Казанской духовной семинарии (до закрытия). В 1926 году арестован, приговорен к 4­м годам ссылки в крае Коми, отбывал срок в селе Ижма на Печоре, где служил в храме. В 1929 году возведен в сан архимандрита. По окончании ссылки 25 марта 1932 года митрополитом Сергием (Страгородским) рукоположен во епископа Яранского, викария Вятской епархии. 1 января 1934 года вновь арестован. После освобождения, 7 декабря 1936 года, назначен епископом Саранским. В начале 1937 года вновь арестован. С 1 сентября 1937 года епископ Курский. Арестован 13 октября 1937 года, скончался в заключении 14 ноября 1941 года от паралича сердца.

 

ИННОКЕНТИЙ (Кременский Иван Павлович)

Родился 12 ноября 1864 года в Шацком уезде Тамбовской губернии в семье протоиерея. Учился в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, в 1888 году поступил в Казанскую духовную академию, которую успешно окончил в 1892 году. Один год был учителем образцовой церковно­приходской школы при Казанской духовной семинарии, с 1893 года – в Кишиневской духовной семинарии, с 1896 года помощник смотрителя Сарапульского духовного училища. 2 мая 1898 года рукоположен в монашество, а 6 мая – во иеромонаха и назначен смотрителем Ливенского духовного училища. С 1900 года инспектор Казанской духовной семинарии, с 1901 года архимандрит и ректор Томской духовной семинарии. С 1903 настоятель Мирожского монастыря в Пскове, с 1904 ­ Высокопетровского монастыря в Москве. 24 января 1908 года рукоположен во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 28 июля 1911 года епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, и настоятель Иоанно­Предтеченского монастыря в Астрахани. Был викарием при четырех епархиальных архиереях, по смирению отказывался от назначения на самостоятельную кафедру. Сыграл большую роль в подготовке канонизации митрополита Астраханского Иосифа, убитого в 1670 году казаками Степана Разина.

5 сентября 1917 года назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Скончался в Саратове 27 декабря 1917 года от паралича сердца.

 

ИРИНЕЙ (Шульмин Михаил Александрович)

Родился 13 января 1893 года в Казани, в семье псаломщика церкви Казанского военного госпиталя. Закончил Казанское духовное училище и в 1914 году ­ Казанскую духовную семинарию по 2­му разряду. В Казанскую духовную академию поступал не по направлению, а волонтером, но хорошо сдал экзамены и был зачислен на казенный кошт. 2 декабря 1917 года епископом Анатолием (Грисюком) пострижен в монашество, 18 мая 1918 года рукоположен во иеромонаха. В 1918 году закончил Казанскую духовную академию кандидатом богословия (кандидатское сочинение «Значение палестиноведения для изучения и понимания Библии», НАРТ Ф. 10 Оп. 2 Д. 924). Назначен настоятелем Верхотурского монастыря Екатеринбургской епархии и помощником епархиального миссионера. 27 января 1923 года рукоположен во епископа Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии, управлял единоверческими приходами. Со 2 ноября 1923 года епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии, с 26 мая 1924 года епископ Малмыжский, викарий Вятской епархии, с 19 февраля 1925 года епископ Елабужский, викарий той же епархии. С января по май 1926 года находился в григорианском расколе. В 1929 году Елабуга вошла в состав Казанской епархии, и Ириней стал викарием казанского архиепископа Афанасия (Малинина), со 2 декабря 1930 года с титулом епископа Мамадышского. С 23 марта по 11 августа 1933 года, то есть со дня перевода Афанасия (Малинина) и до назначения Серафима (Александрова), временно управлял Казанской епархией. С 26 апреля 1934 года епископ Пензенский и Саранский, с 8 мая  1935 – архиепископ Куйбышевский. 24 ноября 1937 года арестован. Расстрелян 8 февраля 1938 года в Куйбышеве.

 

МАРТИНИАН (Муратовский Михаил Семенович)

Родился в 1820 году в селе Муратове Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Кайбицкий район Татарстана) в семье пономаря. Закончил Казанское духовное училище и в 1842 году – Казанскую духовную семинарию. В 1842­-1855 преподавал в Свияжском духовном училище (бывшем Казанском, переведенном в Свияжский Успенский монастырь из­за пожара 1842 года). 13 июля 1845 года пострижен в монашество, 3 марта 1846 года рукоположен во иеромонаха, с 1853 года смотритель училища. В 1855 году училище вернулось в Казань, а Мартиниан стал настоятелем Макарьевской пустыни. 19 июля 1861 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря.

9 февраля 1869 года рукоположен во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. С 17 октября 1877 года ­ епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (кафедра в Благовещенске). Занимался миссионерством, изучил гольдский (нанайский) язык и перевел на него Евангелие, часть Псалтыри и Священную историю. С 11 мая 1885 года епископ Таврический и Симферопольский. 14 мая 1896 года возведен в сан архиепископа. С 19 января 1897 года уволен на покой в Херсонский монастырь. Скончался 5 июля 1898 года в Симферополе.

 

НИКОЛАЙ (Адоратский Петр Степанович)

Родился 15 сентября 1849 года в Казани в семье протоиерея. Закончил Казанское духовное училище, Казанскую духовную семинарию и в 1870 году поступил в Казанскую духовную академию. С 2 декабря 1874 года псаломщик при посольской церкви в Вене. 2 июня 1876 г. овдовел. С 23 ноября 1881 года в Пекинской духовной миссии. 10 января 1882 года пострижен в монашество, 28 января рукоположен во иеромонаха. 16 августа 1886 года вернулся в Россию и был назначен смотрителем Херсонского духовного училища. С 16 октября 1887 года ректор Ставропольской духовной семинарии, с 25 октября архимандрит. 11 марта 1890 года рукоположен во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии. 8 июня 1891 года назначен епископом Алеутским и Аляскинским, но в епархию не выехал, с 7 сентября 1891 года епископ Балтский, викарий Подольской епархии, с 22 октября 1895 года епархиальный епископ Оренбургский и Уральский. Скончался в 1896 году. Известный ученый­китаевед и историк Православной миссии в Китае.

 

НИКОЛАЙ (Ипатов Николай Александрович)

Родился 24 марта (а не 26­го, как сообщает митр. Мануил (Лемешевский)) 1878 года в Казани в семье мещан, по национальности чуваш. Учился в Казанском духовном училище и в Казанской духовной семинарии, по окончании которой в 1889 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1902 году закончил академию (кандидатское сочинение «Пастырь церкви как учитель, по учению слова Божия, св. отцов и правил церковных» не сохранилось). На попечении у Николая оставались больные мать и тетя, поэтому с разрешения Синода он остался в Казани, был назначен столоначальником духовной консистории, а вскоре стал секретарем епархиального архиерея. Эту должность он занимал при архиепископах Димитрии (Ковальницком), Димитрии (Самбикине), Никаноре (Каменском), Иакове (Пятницком). «На свое небольшое жалованье (около 900 рублей в год) скромно жил со своей старушкой матерью и честно служил свою нелегкую службу» (ИКЕ­1914. С. 124). После смерти матери 19 июля 1913 года епископом Чистопольским Анастасием (Александровым) пострижен в монашество, вскоре архиепископ Иаков (Пятницкий) рукоположил Николая во иеромонаха. 8 декабря 1913  назначен  помощником  смотрителя  Обоянского  духовного училища Курской епархии, 13 декабря отбыл к месту службы, причем казанское духовенство устроило ему торжественные проводы и преподнесло Казанскую икону Божией Матери.  Уже в августе 1914 года по инициативе епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского), хорошо знавшего Николая по службе в Казани, был возведен в сан архимандрита и назначен Уфимским епархиальным миссионером.

28 мая 1917 года рукоположен во епископа Златоустовского, викария Уфимской епархии. С осени 1919 года, после отступления епископа Андрея с белыми и до его возвращения в ноябре 1922 года, управлял Уфимской епархией. В ноябре 1922 года признал обновленческое Высшее церковное управление, но уже через несколько дней отказался от этого подчинения, но вновь перешел в обновленчество в мае 1923 года. Одобрил созыв знаменитого «разбойничьего» обновленческого поместного собора, но сам в нем не участвовал. Точное время нового разрыва епископа Николая (Ипатова) с обновленцами неизвестно, но 16 сентября 1927 года заметитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии. С 1928 года он епископ Воткинский, викарий Сарапульской епархии. В феврале 1930 года назначен епархиальным епископом Ижевским и Воткинским и вскоре арестован. Следов пребывания епископа Николая в Ижевске обнаружить не удалось, вероятно, он был арестован в другом месте, в июне 1931 года в Ижевск был назначен другой архиерей. Умер 29 августа 1938 года в заключении.