Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие

Введение

Литература.

Часть первая. Введение в догматическое богословие

Раздел I. догматическом богословие как наука

1. Понятие о догматическом богословии.

1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах

1.2. Свойства догматов.

1.2.1. Теологичность (вероучительность).

1.2.2. Богооткровенность.

1.2.3. Церковность.

1.2.4. Законообязательность (общеобязательность).

1.3. Догматы и богословские мнения

1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины

1.5. Догматические системы (исторический обзор)

1.6. Причины появления догматов

1.7. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

1.8. Назначение догматов.

1.9. Усвоение догматических истин человеческим сознанием

2. Развитие догматической науки

2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки

2.2. Теория "догматического развития"

2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки

2.4. Задачи и метод богословской догматической науки

Литература

Раздел II. Священное Предание

1. Священное Писание о Священном Предании

2. Понятие о Священном Предании

2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания

2.2. Понимание Священного Предания в современном православном богословии

2.3. Формальное предание

2.3.1. Древние символы и исповедания веры

2.3.2. Соборные вероопределения.

2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви

2.3.4 Литургическая практика Церкви

2.3.5. "Символические книги" Православия.

Раздел III Понятие о богопознании и его границы

1. Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания

1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение)

1.2. Сверхъестественное богопознание

2. Характер и границы богопознания

2.1. Споры о характере и границах богопознания в IV веке

2.1.1. Евномианская доктрина

2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста

2.2. Споры о характере и границах богопознания в XIV веке

2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского

2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

3. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии

Часть вторая. О Боге в Самом Себе

Раздел I. О Боге, едином в существе

1. Истина бытия Божия

2. Учение о существе Божием

2.1. Содержание учения о существе Божием

2.2. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих

2.2.1. Самобытность

2.2.2. Неизменяемость

2.2.3. Вечность

2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие

2.3. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих

2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу

2.3.2. Истинность наших представлений о Боге

2.3.3. Катафатические свойства Божии

2.3.3.1. Разум, премудрость и всеведение

2.3.3.2. Святость и свет

2.3.3.3. Всемогущество

2.3.3.4. Всеблаженство

2.3.3.5. Благость, любовь и милость

2.3.3.6. Правда Божия

2.3.3.7. Любовь и правда Божии в их соотношении

2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания

Раздел II. О Боге, Троичном в лицах

1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

2. Аналогии Пресвятой Троицы в мире

3. Краткая история догмата о Пресвятой Троице

3.1. Доникейский период в истории троичного богословия

3.1.1. Монархианство

3.1.1.1. Динамизм или Адопцианство

3.1.1.2. Модализм

3.1.2. Учение Оригена о Троице

3.2. Тринитарные споры IV столетия

3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский

3.2.2. Доктрина Ария

3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии

3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология

3.2.5. Духоборчество

3.3. Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора

4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге

4.1. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете

    Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца

    Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына

  Свидетельства Нового Завета

    Указания на троичность Лиц без указания Их различия

    Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

Верование древней Церкви в Троичность Божества

Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц

  Божественное достоинство Бога-Отца

  Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

    Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа

    Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

      Свидетельства апостола Иоанна

      Свидетельства апостола Павла

    Толкование так называемых "уничижительных мест" Еванглия

    Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом

  Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном*

    Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

  Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц

    Отношения между Отцом и Сыном

    Тринитарное положение Святого Духа

  Личные (ипостасные) свойства

Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества)

  Почему Бог троичен в Лицах?

Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения

Учение о монархии Отца

Римо-католическое учение о филиокве

Единосущие Лиц Пресвятой Троицы

Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире

Раздел I. Бог как творец и промыслитель мира

Бог как творец мира

1.1. Нехристианские концепции происхождения мира

1.1.1. Дуализм

1.1.2. Пантеизм

1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира

1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего

1.4. Вечность Божественного замысла о мире

1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру

1.6. Творение и время

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения

1.8. Побуждение и цель творения

1.8.1. Почему Бог сотворил мир?

1.8.2. Для чего Бог сотворил мир?

1.8.2.1. Блаженство твари, как цель творения мира

1.8.2.2. Слава Божия, как цель творения мира

1.9. Совершенство творения

2. Бог как промыслитель мира

2.1. Понятие о Промысле Божием

2.2. Действительность Промысла Божия

2.3. Основные возражения против действительности Промысла

2.4. Ложные учения о Промысле

2.5. Действия Промысла Божия

2.5.1. Мирохранение

2.5.2. Мироправление

2.7. Образы Божественного промышления о мире

2.7.1. Естественный образ промышления

2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла

2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком

3. Основные виды творений Божиих

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании

3.1.2. Возражения против бытия ангелов

3.1.3. Сотворение ангелов Богом

3.1.4. Время сотворения ангелов

3.1.5. Природа ангелов

3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6.1. Духовность и бестелесность

3.1.6.2. Отношение ангелов к пространству и времени

3.1.6.3. Бессмертие

3.1.7. Совершенство ангельской природы

3.1.8. Число ангелов

3.1.9. Небесная иерархия

3.1.10. Архангелы

3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов

3.2. Человек

3.2.1. Сотворение человека Богом

3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей

3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Преадамизм и полигенизм

3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия

3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы

3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ

3.2.6.1. Мнение о предсуществовании человеческих душ

3.2.6.2. Мнение о творении человеческих душ

3.2.6.3. Мнение о рождении человеческих душ

3.2.7. Свойства человеческой души

3.2.7.1. Духовность

3.2.7.2. Самостоятельность

3.2.7.3. Разумность и сознательность

3.2.7.4. Бессмертие

3.2.7.5. Свобода

3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных

3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке

3.2.10. Назначение человека

3.2.10.1. Назначение человека по отношению к Богу

3.2.10.2. Назначение человека по отношению к самому себе

3.2.10.3. Назначение человека по отношению к безличному творению

3.2.11. Состояние человека до грехопадения

3.2.11.1. Совершенство человеческой природы до грехопадения

3.2.11.2. Попечение Божие о человеке до грехопадения и его необходимость

3.2.11.3. Был ли Адам до грехопадения бессмертен?

3.2.11.4. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения?